расписные ложки из дерева под хохлому, описание и история резных ложек для еды
Ложка – это один из самых древних столовых приборов, без которого в наши дни не обходятся ни в одном доме. Происхождение деревянной ложки уходит корнями в эпоху палеолита – примерно в это время люди впервые стали применять куски деревянных обломков для зачерпывания пищи. Долгие годы такие ложки были незаслуженно забыты, но недавно экопосуда снова вошла в моду.
Описание и история появления
Столовые приборы, выполненные из дерева, были широко распространены на протяжении нескольких столетий, но и сегодня, несмотря на обилие металлической и одноразовой пластиковой посуды, они не утратили своей актуальности.
Для россиян деревянные столовые приборы – это гораздо больше, чем обычная кухонная утварь, это некое воплощение национальной самобытности, исконной культуры страны и её традиций. Эти предметы пришли к нам из самой глубины столетий, буквально покорив всех своим национальным колоритом.
Интересный факт: самое первое упоминание о ложках из древесины встречается в знаменитой «Повести временных лет», датированной 966 годом. На страницах этого произведения описывается пир во дворце князя Владимира, который стал известен тем, что дружинники были крайне возмущены, когда за столом им предложили отведать приготовленные блюда не серебряными, а деревянными ложками. С тех пор такая посуда ещё долгое время имела хождение на Руси и даже в те годы, когда стремительное развитие металлургической отрасли привело к повсеместному вытеснению деревянных вещей из обихода.
Среди главных достоинств деревянных ложек можно выделить следующие.
- Антибактериальные свойства – при правильной обработке материал не накапливает патогенных микроорганизмов.
- Специфический аромат, который имеет свойство передаваться продуктам питания и придавать им более насыщенный и яркий привкус.
- Экологическая безопасность – хорошо известно, что древесина не содержит вредных и токсичных веществ, поэтому не приносит вреда организму. Более того, она обладает свойством благотворно воздействовать на процесс пищеварения. Такие особенности делают возможным использование деревянных столовых приборов для кормления даже самых маленьких деток.
- Пониженная теплопроводность – вы можете безо всякой опаски набирать ложкой даже самый горячий суп и не обожжёте губы, как это случается при пользовании металлическими приборами.
- Прочность – изделия, выпиленные из древесины, не деформируются, а при правильном уходе не растрескиваются, не раскалываются и не покрываются царапинами, даже если подвергаются частому механическому воздействию.
- Лёгкость – столовый прибор имеет малый вес, поэтому его легко удерживают в ладонях даже слабые люди.
- Приятная нескользящая поверхность – такие ложки не выскальзывают из рук, не бывают холодными, они довольно приятны на ощупь.
- Возможность использования для антипригарной посуды – в процессе приготовления пищи в сковороде с тефлоновым покрытием ложки из древесины не нагреваются и не царапают поверхность.
- Они требуют специальных условий хранения и тщательного ухода, в противном случае изделия не смогут продолжительное время сохранять декоративный внешний вид. Одним из таких требований является влажность – она должна составлять порядка 40-60%.
- Деревянные столовые приборы можно мыть только вручную, посудомоечная машина здесь не годится, не допускается использование абразивных средств и агрессивных составов. После каждого ополаскивания необходимо насухо вытирать ложки мягкой ветошью.
- Если ложки долгое время находятся в воде, то они покрываются плесенью, избавиться от которой невозможно – такие столовые приборы должны выкидываться, их использование опасно для здоровья.
- Дерево обладает пористой структурой, поэтому имеет свойство впитывать в себя запахи — это означает, что ложки не стоит хранить поблизости от остропахнущих продуктов.
- Стоят деревянные ложки дороже, чем их металлические аналоги.
Немаловажно, что деревянные ложки отлично сочетаются со стеклянной и керамической посудой, главное при этом – придерживаться единого стиля в оформлении. Так, к примеру, тарелки, расписанные в технике гжель или хохлома, очень эффектно смотрятся с ложками из дерева.
Подобные столовые приборы создают вокруг себя неповторимую атмосферу,
Нужно отметить, что ложки из дерева получили широкое распространение как хороший музыкальный инструмент — всем любителям народной музыки известно, что при соприкосновении друг с другом две ложки издают очень звонкий, чистый и на редкость мелодичный звук. Во многих странах мира даже созданы школы игры на деревянных ложках.
История этих удивительных приспособлений в нашей стране берёт начало в нескольких небольших сёлах, раскинувшихся на берегах речушек Узола и Керженец. В тех краях земли были малоплодородными, и местные жители не могли вырастить хороший урожай, именно поэтому важной статьёй дохода стали деревообрабатывающие промыслы.
«Ложкарной столицей» был признан небольшой городок Семёнов, что в Нижегородской области – именно его считают центром известной по всему миру хохломской росписи. В этих краях на протяжении нескольких столетий поддерживается, всячески приумножается и трепетно передаётся из одного поколения к другому секрет ремесла далёких предков, которые создавали самые лучшие и красивые ложки.
Как изготавливают?
При желании изготовить деревянную ложку ручной работы можно в домашних условиях. Для этого понадобятся следующие инструменты и материалы:
- топор;
- ручная пила;
- напильник для работы по дереву;
- стамеска закруглённая;
- рашпиль;
- наждачка;
- карандаш;
- дерево.
Для изготовления ложек лучше всего использовать клён, осину, липу, а также берёзу или ольху – эти материалы легко подвергаются обработке и во время использования не ворсятся.
Пошаговая инструкция по изготовлению столового прибора включает несколько шагов.
- Необходимо выбрать крепкий кусок дерева без гнили и трещин, после чего следует разрубить его топором либо распилить пилой.
- На плоской поверхности необходимо грифелем нарисовать контур будущего прибора.
- При помощи пилы аккуратно убираются все лишние участки, а топором придаётся округлая форма внешней части заготовки.
- Очень важно срезать тонкий слой древесины для формирования оптимального угла между хлебалом и рукояткой, по участку их соединения желательно пройтись напильником.
- На следующем этапе работы проводят шлифовку ручки. Для того чтобы избавиться от самых грубых элементов, используют наждачную бумагу с крупной зернистостью. На завершающей стадии лучше взять «нулёвку» – это сделает изделие более приятным на ощупь.
- Далее можно приступать к выделке углубления в черпаке — для этого стамеской аккуратно выскрёбывают древесину маленькими кусочками. Очень важно при этом следить за толщиной ложки – она не должна получиться слишком тонкой.
- Когда необходимая форма будет получена, можно зачищать древесину — для этого полоски наждачной бумаги фиксируют к палочке с круглым наконечником и обрабатывают поверхность.
- После того как ложка будет готова, её нужно пропитать подогретым растительным маслом.
Сегодня экоматериалы снова входят в моду, поэтому изделия из натурального дерева, включая посуду, вновь переживают всплеск популярности. Именно поэтому изготовление ложек из дерева приобрело серийный характер.
В наши дни в продаже можно найти целые наборы деревянной посуды, выточенные на токарном станке. Для их изготовления используют специальное оборудование: резаки, стамески, щётки с ворсом из стали, а также ложечные ножи и другие инструменты. Сама технология аналогична домашней, но готовое изделие получается более качественным, практичным и долговечным.
Разновидности
Искусство создания деревянной ложки на Руси всегда было хорошо развитым. Народные умельцы делали самые разнообразные изделия, которые различались предназначением, формой, глубиной и декоративным оформлением. Общее число разновидностей велико и назвать их точную цифру не представляется возможным.
Наиболее популярные образцы представлены в Семёновском музее, среди них выделяют следующие виды.
- Ложка для раздачи Святого Причастия — в старину её называли «лжицей», на конце рукоятки старообрядцы обычно вырезали двуперстие.
- Межеумок – это самая обычная ложка среднего размера, которую применяли во время обеденной трапезы, ею наливали суп и ели кашу. Кстати, название ложки означает «что-то среднее, ни то ни сё, не принадлежащее ни к одному виду, ни к какому-либо другому». В давние времена этим понятием обозначали не только столовые приборы, но и в принципе всё «среднее».
- Бутырка – длинная бурлачья ложка, её название происходит от старорусского «бутырить» – переворачивать, помешивать. Ложка этого вида была столь же широкой, как и межеумок, но чуть более грубой и толстой. Эту ложку бурлаки хранили за ленточкой головного убора, она была их своеобразным знаком отличия, «вывеской».
- Боская (или баская) ложка – этот столовый прибор имел продолговатую и тупоносую форму, похожее строение имела полубаская, чуть более закруглённая утварь. В переводе название означает «красивая, украшенная».
- Носатая – так обозначали на Руси ложки с острыми носами. Бытует мнение, что именно про неё сложена пословица: «Ложечка узка, но таскает по три куска, её бы надо быстрей развести, чтоб могла таскать по шести».
- Складные ложки – это самые дорогие приборы из всех, которые производили в Нижегородской губернии.
В зависимости от особенностей использования широкое распространение получили чайные деревянные ложки, горчичные, сливовые, ложки для кумыса и салатов, икорники, а также половинки и черпаки. В зависимости от оформления ложки могут быть резными, расписными с рисунками, выполненными в красных, синих, золотых и других оттенках.
Тонкости использования
Применение столовых ложек из древесины допускается для самых разнообразных процессов.
- Помешивание супов и вторых горячих блюд, а также подливок, соусов и каш. В отличие от популярных ныне металлических изделий, эти ложки не нагреваются, потому риск получить ожог сводится к минимуму.
- При приготовлении некоторых блюд рецепты часто требуют добавления уксуса — лучше всего использовать для этого древесину, поскольку при взаимодействии уксусной эссенции с металлом продукты нередко получают характерный неприятный привкус, который существенно ухудшает готовое блюдо. В отдельных случаях также имеет место потемнение поверхности ложки.
- Для замешивания дрожжевого теста и некоторых прочих жидких смесей, например, составов для приготовления блинов, оладий, пирогов и запеканок.
Хранение и уход
Для того чтобы ложки из дерева служили своим хозяевам как можно дольше, нужно следовать некоторым правилам эксплуатации.
- Сразу же после приобретения поверхность столового прибора следует обработать малым объёмом растительного масла – при частом использовании такая мера предотвратит возникновение трещин. Масло можно использовать любое – подсолнечное, льняное, тыквенное или кукурузное, желательно его предварительно нагреть, промокнуть салфетку и хорошенько втереть в ложку. Использовать прибор можно спустя несколько часов после обработки, так как масло должно полностью впитаться. Желательно повторять процедуру каждые 10–14 дней.
- Деревянные ложки нужно мыть сразу же после их применения, поскольку куски засохшей еды с поверхности древесины удалить довольно сложно. Очищают ложки тёплой водой, слабоконцентрированным чистящим раствором и обычной губкой.
- Деревянную посуду лучше хранить отдельно, например, в стеклянном контейнере или банке, старайтесь избегать контакта дерева и металлических предметов.
При условии следования всем требованиям по хранению и эксплуатации деревянных ложек, они могут служить вам до 10 лет, не меняя своего первоначального внешнего вида. Но как только на приборе появятся трещины, начнут выпадать сучки, а волокна станут распадаться – лучше приобрести новое изделие, иначе вы рискуете поранить себя во время приёма пищи.
О том, как сделать деревянные ложки своими руками, смотрите в следующем видео.
Как выглядят деревянные ложки из разных пород деревьев
Древесина
Все знают, что древесина это очень ценный материал. Испокон веков дерево используют для строительства домов, производства мебели, предметов интерьера, изготовления кухонной утвари и посуды.
Но далеко не все знают, насколько разной может быть древесина. В понимании обывателя, древесина это однообразный материал, который всегда можно узнать по виду.
Разнообразие древесных текстур
Знающие люди, мастера деревообработки и резьбы знают о том, что древесина разная настолько, что разные породы дерева можно сравнить и с камнем, и с мрамором.
Кроме того, иногда текстура древесины настолько красивая и необычная, что ни с каким другим материалом ее сравнить невозможно. Кажется что это что-то инопланетное. Особенно это выражено в наростах деревьев (капах и сувелях). Причем поражает как текстура древесины, так и ее формы (корнепластика)
Фото подборка деревянных ложек
Ниже представлена подборка деревянных ложек из разных пород дерева. Некоторые изделия выполнены из одной и той же породы, но из древесины разных деревьев. Даже тут вы четко увидите различия.
Смотрите сами:
Ложка из древесины абрикоса Ложка из древесины абрикосаЛожка из древесины береста (вяз малый)Ложка из древесины вербы
Ложка из древесины вербыЛожки из древесины вишниЛожка из древесины вязаЛожки из древесины груши и белого ясеняЛожка из древесины грушиЛожка из древесины грушиЛожка из древесины дубаЛожки из древесины желтой акацииЛожка из древесины кленаЛожка из древесины ольхиЛожка из древесины орехаЛожка из древесины осокоря (черного тополя)Ложка из древесины платанаЛожка из древесины платанаЛожка из древесины сливыЛожка-лопатка из древесины сливыЛожка из древесины сливы Ложка из сувеля грецкого орехаЛожка из древесины сумаха (уксусного дерева) Ложка из древесины сумаха (уксусного дерева) Ложка из древесины черешниЛожка из древесины шелковицыЛожка из древесины яблони
Вам будет интересно
Породы дерева для ложек и украшений
Ценные экзотические и отечественные породы древесины, а также примеры того, как они могут выглядеть в готовых изделиях. Выбирайте материал по вкусу и цвету для своей будущей ложки-плошки-брошки. Ложки из этих и других пород можно выбрать в моём блоге: Новые ложки и Алёшкины Ложки
АМАРАНТ
Амарант (Пурпурное сердце, Пурпурное дерево, Фиолетовое дерево) произрастает в тропических лесах Центральной и Южной Америки. Его плотная и твёрдая древесина (880-980 кг/м3) ценится за уникальный насыщенный пурпурно-фиолетовый цвет, высокое сопротивление ударным нагрузкам и износостойкость. Со временем на солнце амарант приобретает благородные фиолетово-коричневые оттенки, становясь ещё более красивым. Благодаря сочетанию экзотического цвета и высокой прочности древесина амаранта применяется для производства эксклюзивных музыкальных инструментов, износостойкого паркета, инкрустации и элементов мебели, гимнастических снарядов. В России «фиолетовое дерево» известно давно — в XIX в. оно использовалось в художественных паркетах Зимнего Дворца (Санкт-Петербург), дворцах Царского Села, Петергофа, Ораниенбаума и Гатчины.
АВОДИРЕ
Благодаря переплетению волокон золотистая древесина аводире (Западная Африка) имеет естественный шелковистый блеск и переливается на солнце. Она достаточно прочная и применяется в краснодеревных работах и изготовлении музыкальных инструментов.
БУБИНГА
Бубинга (Бубинго, Африканское розовое дерево) растёт в жарких и влажных лесах экваториальной Африки, поэтому отличается высокой влагостойкостью. Древесина красновато-коричневая, с тёмными фиолетово-красными прожилками. Благодаря переплетению волокон она очень твёрдая и прочная, обладает красивой текстурой. Древесина бубинги используется в производстве музыкальных инструментов, износостойкого паркета, элементов элитной мебели, шпона. Изделия из бубинги отличаются очень высокой прочностью и износостойкостью при отличной декоративности.
ВЕНГЕ
Родиной венге являются тропические леса Западной Африки. Благодаря стильной цветовой гамме и необычной текстуре это одна из самых эффектных экзотических пород дерева. Древесина венге тёмно-коричневая, с тонкими частыми прожилками, придающими древесине красивый вид. Венге обладает очень высокой прочностью и стойкостью к воздействию влаги и грибков. Стильная, контрастная кофейно-шоколадная гамма ложечки из венге придётся по вкусу любому кофеману.
ЗЕБРАНО
Зебрано — редкая экзотическая порода семейства Brachistegia fleuryana из Западной Африки, которая ценится благодаря своей красочной текстуре и высокой прочности. Древесина имеет очень декоративный вид благодаря сочетанию основного светло-золотистого фона с узкими тёмными штрихами. Контрастный узор из тёмных полос напоминает шкуру африканской зебры или тигра. Древесина твердая и тяжелая, её плотность 750-800 кг/м3. Ярко-полосатая экзотическая кофейная ложка из древесины зебрано поможет ощутить аромат жаркой Африки в собственном доме. Благодаря высокой устойчивости к нагрузкам она прослужит долгие годы.
ЗИРИКОТ
Зирикот (Ziricote) — редкая ценная порода с очень тяжёлой и плотной древесиной (910 кг/м3), произрастающая на небольшой территории Мексики Гватемалы. Очень прочная чёрно-коричневая древесина с умеренным рисунком, приобретает глянцевый блеск после полировки. Зирикот востребован в производстве элитной дорогостоящей мебели, музыкальных инструментов, киев для бильярда.
ЛАЙСВУД
Лайсвуд (lacewood, silky oak) — это дерево, распространённое в Австралии и Африке. Название переводится как «шёлковое дерево». Цвет древесины красно-коричневый. За необычный рисунок, очень похожий на змеиную чешую, это дерево называют «змеиным». Плотность лайсвуда 750 кг/м3, по твёрдости его можно сравнить с дубом.
МЕРБАУ
Мербау наиболее ценная порода Южной Азии. Красно-коричневая древесина мербау прочнее и твёрже дуба, очень устойчива по отношению в воде и не подвержена гниению. Прочность и долговечность изделий из мербау уникальна. В жарком и влажном климате тропиков лодки и оружие из мербау передавались по наследству и служили многим поколениям. А на островах Фиджи это дерево считалось священным. Его твёрдость и удивительная прочность олицетворяли лучшие человеческие качества.
ОРЕХ АМЕРИКАНСКИЙ
Орех американский произрастает на обширной территории в Северной Америке (США, Канада). Дерево способно достигать в высоту до 50 метров. Плотность около 660 кг/м3, древесина умеренно твердая, вязкая и прочная. Тёмно-коричневая (кофейная) древесина ореха обладает красивой текстурой и ценится как качественный и прочный материал. Её используют в производстве музыкальных инструментов и эксклюзивной мебели, для отделки салонов дорогих самолётов и автомобилей, а также для прочных напольных покрытий.
ПАДУК
Падук родом из Западной Африки. Древесина падука отличается насыщенным оранжево-красным огненным цветом, а со временем приобретает аристократичные багряно-красные тона. Падук очень прочен, долговечен и устойчив к воздействию вредных микроорганизмов – бактерий, грибков, плесени. Он считается священным деревом, поскольку сам Будда в одном из своих перерождений достиг просветления под кроной падука.
САПЕЛЕ
Шоколадно-коричневая поверхность африканского сапеле обладает богатым внутренним блеском из-за сильно переплетённых волокон древесины. Переливающийся благородный вид и высокая прочность сапеле, не уступающая дубу, обеспечивают этой породе повсеместное признание среди краснодеревщиков и использование в производстве элитной мебели.
Южные породы дерева — ГЛЕДИЧИЯ, МАКЛЮРА, СКУМПИЯ
Некоторые породы юга России обладают прекрасной твёрдой древесиной, из которой получаются прочные и долговечные ложечки. Эти породы имеют яркую расцветку и красивую текстуру. К ним относятся гледичия (на фото сверху — розоватая древесина), маклюра (на фото снизу — жёлто-коричневая древесина), скумпия (на фото справа — оливково-жёлтая древесина).
Процесс создания деревянной ложки | Журнал Ярмарки Мастеров
Ложки я режу уже очень давно. И не надоедает. Попробуйте, может и вам понравится? Для начала нужно сделать баклушу, то бишь заготовку. Берем березовый кряжик длиной чуть более длины будущей ложки
И раскалываем его на полешки подходящего сечения. Я стучу по обуху топора такой вот киянкой.
Вот что должно получиться:
Топором стесываем острый угол и выравниваем одну плоскость.
Потом ножовкой нужно сделать надрез на глубину 7-8мм на границе черпачка и держала.
Беремся снова за топор и стесываем плоскость черпачка.
Обратите внимание, когда я плоскость черпачка стесываю, баклуша стоит в заранее сделанном станке, иначе удержать ее будет сложно.
Переворачиваем заготовку и стесываем плоскость держала, то бишь ручки.
Ручка должна быть чуть выгнутой, «горбатой». Там где был запил, остались неровности, задиры. Зачищаем полукруглой стамеской или как я, теслом.
Разметка. Я шаблон обвожу, но можно и от руки изобразить ложку мечты.
Вот такая красота.
Беремся снова за топор. Аккуратно стесываем лишнее.
И еще стесываем.
Пока не получим вот такую вещь.
Теперь нужно начерно выбрать полость черпачка. Я долблю теслом.Вот так.
И так.
Если тесла у вас под рукой не оказалось — не отчаивайтесь, вполне можно этот этап пропустить и выбрать полость позже клюкарзой. Следующий этап — работа ножом. Вот таким.
Годится почти любой качественный нож, лишь бы угол заточки был не слишком велик.
От себя.
И на себя. Чтобы не пораниться, при резьбе на себя локти должны быть прижаты к корпусу.
Снаружи гармония достигнута, беремся за клюкарзу. Это такая полукрглая стамеска, только хитро изогнутая, чтобы внутрь черпачка удобно было подлезть.
Я часть дерева теслом выдолбил, но можно было и клюкарзой сразу, ничего страшного.
Держалом к себе, а потом от себя.
И вот, получилась ложка. Ничего тут особо сложного нет. Каждый может освоить это дело. Правда кто то чуть больше времени затратит, кто то чуть меньше, но научиться можно, было бы желание. И инструмент кой-какой. Потом ложку нужно будет просушить и пошлифовать. Но это уже другая история.
Мастер-класс по художественной рельефной резьбе на деревянной ложке
Сегодня проведу мастер-класс по художественной объёмной резьбе на ложке. Предыдущий мастер-класс был посвящён изготовлению самой ложки, которая теперь нам послужит заготовкой для дальнейшего выражения своего творчества!
Для начала хотелось бы сказать немного о самих ложках, которые мы делаем. Всё наше творчество касательно деревянных ложек, вилок, ковшей, чаш и т. д. нацелено не только на выражение себя через ремесло резьбы по дереву, но и огромное желание популяризировать деревянную утварь в силу её очень многих превосходных качеств настолько, чтобы люди захотели именно использовать постоянно в быту деревянную посуду непромышленного изготовления. Деревянные ложки, в частности, очень удобны и приятны в использовании. Это не пустые слова.
Наша семья вот уже в течение пяти лет пользуется только такими. Обычно все привыкли видеть деревянную ложку только как предмет сувенирной промышленности. Такие ложки не удобны для своего основного предназначения. В своей огромной массе «расписные» деревянные ложки с гигантскими черпалами, которые не влезут ни в один рот, полностью создали иллюзию «никчёмности» деревянной ложки как таковой и превратили её в дешёвый массовый сувенир, заполнивший все ремесленные салоны, закрепив, таким образом, у общей массы людей твёрдую уверенность что деревянная ложка — это пережиток прошлого, она груба, неудобна и недолговечна и годится только для сомнительного, в большинстве случаев, украшения интерьера.
Мы с этим не согласны, потому что по своему опыту знаем, что деревянная ложка очень удобна (если её сделать таковой), достаточно долговечна (ложка из берёзы служит несколько лет при её интенсивном использовании), она может быть изящной и как раз-таки в этом случае служить прекрасным украшением интерьера или стола, она не нагревается, деревянная ложка обладает антибактерицидными свойствами, если сделана не только вручную, но и без применения всевозможных неэкологичных обработок! Здесь, думаем, неполный список всех достоинств деревянной ложки или утвари вообще!
По нашему мнению, у деревянной ложки (или утвари) есть только один недостаток, но он касается отрасли общепита, так как деревянная посуда не может быть общей. У каждого деревянного предмета кухни должен быть хозяин и, думается, именно поэтому «выжили» деревянную ложку из массового применения, ведь при современном понятии питания нужно очень много дешёвой, общей посуды (ложек, чашек и т. д.). Это наше видение касательно деревянной утвари и ложек, в частности, которое сподвигло нас на создание того, что мы создаём.
Нам хотелось бы, чтобы те, кто хочет освоить изготовление различных нужных предметов быта, проникся этой идеей возрождения не только ремесла по созданию хороших, красивых и добротных вещей из дерева сделанных вручную, но и внедрения их в нашу повседневную жизнь, которая от этого станет красивее, здоровее и чище!
А теперь и сам мастер-класс.
1. Итак, деревянная ложка — заготовка сделана. Она на фото. Размеры её и форма определяются удобством применения. Почти все размеры ложки уже соответствуют конечному изделию: ширина и длинна черпала (4.5-5.5 см ), длина ручки (примерно 18 см) , ширина ручки (примерно 2 см). Объёмная резьба, которая будет наноситься на ручку ложки уже практически не изменит размеры, описанные выше, и только толщина ручки (1 см) сделана с запасом, то есть в процессе резьбы она частично уйдёт на создание рельефа.
Ещё раз уточню. Если вы захотите создать просто сувенирную декоративную ложку, то формы заготовки, соответственно, будут делаться, исходя из вашего замысла, какой бы он ни был, но в моём случае приоритетом является удобство применения будущей ложки по назначению (чтобы кушать ею), поэтому её форма и размеры всегда более или менее идентичны для удобства, независимо от будущей резьбы (то сеть свои замыслы вписываешь в уже готовую форму). Всё, конечно, относительно и иногда всё-таки немного жертвуешь удобством ради замысла, но это бывает крайне редко.
Заготовку делаю «начисто» «под нож», можно зашлифовать (правда, остаётся мельчайшая крошка от наждачки и может затуплять резцы).
2. Следующий этап — это нанесение рисунка на заготовку. В данном мастер-классе рисунком будет виноградная лоза с листиками и кисточкой винограда.
Растительность в качестве резьбы — это любимая моя тема. Можно выбрать любое растение, которое вам понравится и понаблюдать за ним, например, из своего окна. Это просто. Но не забывайте, что в любом рукотворном выражении какого-то кусочка природы должна быть стилизация, иначе, погнавшись за очень точным копированием, вы можете потерпеть неудачу и ваше изделие может смотреться не таким красивым, как вы планировали.
Ещё. Чем у вас на рисунке плотнее расположена растительность, тем легче и менее трудоёмко её вырезать! Но! Если вы «наворотили» рисунок огромным количеством листиков, переплетений и уровней (одно из-под другого…), то вы должны точно понимать свой рисунок и задумку, иначе при резьбе может получиться несоответствие, что откуда выходит и куда заходит, и вы запутаетесь. На моём рисунке всего немного. Листиков всего четыре штучки, а остальное — веточки (ну и гроздь) . Если вы захотите повторить такой рисунок, то вы столкнетесь с трудностью «выделывания» мелких деталей — веточек , усиков.
Я полюбил именно такие сюжеты, которые дают в полной мере насладиться миниатюрной резьбой (хотя, наверное, это не совсем миниатюра). Ещё о рисунке хочется сказать, что именно на объёмных изделиях (в данном случае на ложке) очень красиво смотрятся листики или веточки переходящие на другую грань.
Это даёт потом возможность интересней выразить объём. И вот рисунок нанесён (на фото). Обратите внимание, как листики, ягодки , веточки переходят на другую плоскость ложки. Не бойтесь изображать их до самого нижнего края. Итак, приступаем к резьбе!
3. Последовательность вырезания объёмной резьбы, наверное, всегда примерно одинакова. Вообще, надо сказать, что вырезание объёмной резьбы на объёмном же предмете (в данном случае ложке) имеет некоторые нюансы по — сравнению с выделыванием объёма на плоскости. Помните, листочки или веточки переходящие с одной плоскости на другую. Вот в этом месте надо быть осторожными. На фото показано, что, обводя резцом контуры выходящих деталей, резец мы держим как можно параллельнее этой плоскости.
Это даёт запас возможности выражения рельефа. Сейчас, наверное, не совсем понятно, но когда вы попрактикуетесь, то станет ясно для чего нужен этот запас. Для начала, мы, как раз и выделяем на фоне боковых плоскостей все «вылезающие» детали, вначале обводя косяком контуры этих деталей, а после снимаем этим же косяком сам фон боковых плоскостей. Вот что получилось!
4. Дальше переходим к выбиранию фона на лицевой плоскости. Здесь задача усложняется и в ход уже идут, кроме косяка (которым мы также обводим контуры и подснимаем фон в доступных местах), несколько видов (по ширине) полукруглых стамесочек, клюкарзочки плоские и полукруглые и могут пригождаться косые стамесочки. Речь, конечно, идёт о снятии фона в маленьких местах между деталями рисунка.
На фото видно, что пока что рисунок выделяется довольно грубо и толсто. Это опять тот самый запас и безопасность, что вы не срежете нечаянно какую-нибудь веточку, если сразу её сделаете тонюсенькой как положено в конечном изображении. Оставляйте запас.
Ещё на фото видно, что некоторые совсем мелкие просветы между деталями (фон) пока не тронуты. До них мы доберёмся следующим этапом, когда начнем потихоньку придавать объём. Кстати, об этапах. В мастер-классе я намеренно вырезаю строго поэтапно, чтобы было понятно, на деле же этапы, немного, всегда «налезают» друг на друга, например: выбирая фон сбоку я параллельно могу выбирать фон лицевой, придавая некоторым деталям сразу некоторый объём и т. д.
5. Итак, на лицевой части ручки ложки фон подобрали. Он, конечно, пока что убран грубовато, но теперь, когда мы будем придавать объём самим деталям, они будут становиться, как бы, ближе к фону и подчистить его уже будет легче. При придании объёма листочкам легче всего даются боковые, которые переходят на другую плоскость.
Они как бы уже сами по себе напрашиваются их изогнуть и утончить. В ходу, как всегда, косяк ( или «пёрышко») и всевозможные полукруглые резцы. Строение листиков таково, что они в основном всегда вогнуты к середине, даже если сгибаются в другую сторону. Эти самые вогнутости мы и придаём всем листочкам. Здесь должна включиться ваша фантазия и наблюдательность, для того чтобы интереснее придать объём. Сразу скажу, что на таком пространстве, как ручка ложки, сильно не «разгуляешься», но, с другой стороны, эта ограниченность даст вам возможность отточить мастерство на мелких деталях и впоследствии работать с более крупными вам будет легче.
6. После придания объёма в более грубом исполнении начинаем подчищать все мелкие детали, уменьшая их и делая более изящными. Параллельно доводим объём (всевозможные впадинки, изгибы…) до конечного вида. Когда весь фон подчищен, мелким деталям предана ажурность, изгибы и вогнутости доделаны, я « отделяю» детали от фона. Как это? Края всех деталей я подрезаю под них и, соответственно, подчищаю фон. Визуально детали (листочки, веточки) как бы отделяются от фона.
7. Вот практически всё готово, но слегка грубовато. Нужно довести чистоту до вашей меры, то есть. всё должно быть чисто и гладко на том уровне, который именно вы для себя определите. Это можно сделать резцами или наждачкой. После этой обработки я делаю прожилки на листиках. Опять же, можно сделать стандартную «ёлочку» или же сделать более сложный рисунок прожилок, подглядев его на натуральном листике. Теперь я шлифую всё начисто очень мелкой губкой (наждачка, наклеенная на губку, промышленная). Губка шлифует так, что придавая гладкость, она не портит всевозможные грани и не портит естественный вид, если вы обрабатывали изделие под нож, а не под наждачку.
8. Итак, ложка готова! Осталось только обработать её льняным маслом. Я это делаю так. Ставлю ёмкость достаточную, чтобы можно было окунуть ложку целиком, на газ (или на печь). Наливаю льняное масло и нагреваю всего лишь до такой температуры, чтобы терпела рука. Не горячее! Тогда можно будет положить ложку минут на пять, не опасаясь, что она начнёт гореть. Когда ложка горит (как бы поджаривается), она может, конечно, приобрести необычный оттенок, но это будет не в угоду её долговечности. То сеть когда ложка «поджарится», она будет служить гораздо меньше. После того как вы подержали ложечку в масле, вы её вытаскиваете и кладёте на льняную тряпочку. Полежав какое-то время, (минут 10), её можно брать и использовать.
Процесс рождения резной деревянной ложки завершён. Теперь она готова, для того чтобы её новый хозяин кушал ею пищу, ощущая при этом не только удовольствие вкуса, не испорченного пластиком или металлом, но и чувствуя в руке приятные изгибы резьбы, которой украшена эта ложка.
P.S. Конечно же, когда вы будете делать свою ложку, руководствуясь моим мастер-классом, всё равно могут появиться вопросы, на которые я могу с удовольствием ответить.
Русская деревянная ложка — Записки несостоявшегося этнографа — LiveJournal
Сегодня хотелось бы рассказать про вторую часть семеновского музея, а точнее про то, как делали (да и сейчас делают, правда не с таких объемах) деревянные ложки. Семенов, точнее Семеновский уезд, по праву считался и являлся российским лидером в этой отрасли, и недаром герой книги Мельникова-Печерского сколотил капиталы именно на ложках. Здесь производилось более 2 000 000 ложек в год! Вообще, в его «В лесах» отлично описан этот промысел. Под катом вы найдете старые фотографии с ложечных базаров — именно это и описывал писатель.
Деревянную посуду производили во многих местах: в Сергиево-Посадском и в Кирилло-Белозерском монастырях, в московских, ярославских, тверских, костромских и калужских землях. Но особо славилась заволжская, или, как ее еще называли, керженская.
Самих типов ложек огромное множество и точно назвать эту цифру вряд ли кто-то сможет, но вот в семеновском музее постарались собрать максимально возможное количество разнообразных ложек.
Всякая ложка на Руси имела свое назначение и название.
Ложечку для раздачи святого причастия с крестом на рукоятке величали лжицей (так еще древние русичи именовали всякую ложку). На окончании черенка старообрядческой ложки для причащения вырезали двуперстие.
Простая русская широкая ложка средней величины называлась «межеумок» (этим словом, кстати, обозначали не только ложку, а вообще все то, что было нечто средним, ни туда, ни сюда, не принадлежало ни к тому, ни к другому сорту). Знаток народного быта С. В. Максимов так охарактеризовал популярность изделий нижегородских умельцев: «Они мастерят… ложку «межеумок», которой вся православная Русь выламывает из горшков крутую кашу и хлебает щи, не обжигая губ».
Бурлацкая ложка «бутырка», название которой, по всей видимости, произошло от слова «бутырить» — переворачивать, мешать, перемешивать, была такой же широкой, как межеумок, но толще и грубее. Она считалась самой крупной. Бурлаки носили ее за ленточкой шляпы на лбу вместо кокарды, как своеобразный знак отличия, «вывеску».
Ложка баская, или боская, была долговатой и тупоносой, полубаская — немного покруглее (слово «баский» означало: красивый, красный, видный, разукрашенный).
Носатой называли всякую остроносую ложку. Уж не про нее ли поговорка: «Ложка-то узка, таскает по три куска: надо ее развести, чтобы таскала по шести!»
Делали в Нижегородской губернии и складные ложки — они были наиболее дорогими, а еще дюжинные, или чайные, горчичные, сливочные, икрянки и др.
Подробнее см.: http://www.nkj.ru/archive/articles/9499/ (Наука и жизнь, ЧУДО-ЛОЖКИ ИЗ СЕМЕНОВА)
Самое первая автоматизация в этом непростом промысле — лучковый станок. Он позволял обтачивать черенок ложи
Это ложки с сюжетной росписью мастерицы Е. И. Пряничниковой из деревни Хвостиково. 1930-е годы
Типы ложек
Ещё
Одни из самых дорогих были ложки из клена — их редко расписывали, так как они сами по себе имели очень красивую фактуру. Самыми дорогими были ложки из фруктовых деревьев.
Всевозможные типы ложек
Музейный стенд представляет процесс производства деревянной ложки, начиная с простейшей топорной заготовки — «баклуши». У опытного мастера он занимал 20 минут. При этом иногда первые этапы — раскалывание чурбана на баклуши (чурки), обтесывание баклуши вчерне — доверяли детям, а заключительные — скобление готовой продукции ножом, ошкуривание и полировку — женщинам. Отсюда, кстати, пошло выражение «бить баклуши», которое первоначально означало: делать очень несложное дело, а позже приобрело иной смысл — бездельничать, праздно проводить время. При изготовлении ложек резчик использовал особый ложкарный топорик, рашпили, резцы, тесло и нож.
А это стадии уже полуавтоматического процесса
Обучение резьбе
Резной сундук из мореного дуба
А вот Авдей Маслов, один из немногочисленных специалистов по ручному изготовлению ложек, про него я уже рассказывал как то, когда рассказывал про староверов Заволжья.
Ну и немного столетних фотографий в тему
Ложкари в Семеновском уезде
А вот и лучковый станок
Окраска
Ложечный базар
Добавить в друзья в ЖЖ || Facebook || Twitter || Instagram ||
Для изготовления ложек использовалась древесина лиственных пород
Неспроста в ходу выражение, предполагающее необходимость «подмаслить» в определенных ситуациях, связано с основным столовым прибором прежних времен — деревянной ложкой. Не будучи отполированной до блеска, как пришедшая ей на смену металлическая, она только тогда казалась приятной едоку, если была наполнена горячей похлебкой или масляной кашей.
На протяжении веков ложку, изобретенную еще в эпоху неолита, изготовляли преимущественно из дерева. И не только потому, что древесина всегда оставалась самым распространенным, дешевым и подходящим для многих изделий материалом. Ее низкая теплопроводность была незаменимой при употреблении любого варева, поданного с пылу с жару, что так распространено в северных широтах. Тогда и состоятельные люди вспоминали простонародную ложку. Это приметил Сергей Аксаков и упомянул в своей «Семейной хронике»:
«Горячие щи, от которых русский человек не откажется в самые палящие жары, дедушка хлебал деревянной ложкой, потому что серебряная обжигала ему губы…»
Постоянно под руками была ложка — как не упомянуть ее, в первую очередь за столом, когда она особенно дорога к обеду. А к трапезе, тем более праздничной, собирались не только те, кто поработал с сошкой, — на каждого из них приходилось еще семеро с ложкой. У каждого из них она была своя — раньше, рассчитывая попасть в гости к хлебосольному хозяину, «запасливый человек без ложки не ходил». Небось и размер ее не позволял ему жаловаться, что «яство сладенько, да ложка маленька». И все же, в общем, невелика ложка, да если в ней будет деготь, то нетрудно испортить им и бочку меда.
Существует широко распространенное выражение, связанное с первым этапом изготовления деревянной ложки, разумеется, вручную. Кажется, пока еще не освоен механизированный способ ее производства. Начинается все с битья баклуш — это самая простая и легкая технологическая операция, при которой чурки необходимой длины раскалывали на определенного размера поленца. И уже каждое из них с помощью режущих инструментов мастер превращал в ложку. Для первоначальной грубой обработки поленца использовался специальный ложкарный топорик или тесло, затем ножом заготовке придавали форму ложки и особой полукруглой стамеской клюкарзой выбирали углубление в ее основной части, которая называется черпало. Рашпилем правили держало и перемычку или шейку — ту часть черенка или стебла, которая соединяла его с черпалом, а также его наружную часть.
Окончательную шлифовку всей ложки осуществляли не только с помощью вулканической пемзы, но и болотным хвощом. В этой жесткой траве много кремнезема — он и заменяет наждачный порошок. Готовую ложку пропитывали льняным маслом и просушивали в печке.
Помимо обычных ложек для еды, несколько отличавшихся размерами и формой, ложкари поставляли на рынок длинные разливные ложки, половники, ковшики. Черенок праздничных, ныне сувенирных ложек делали в виде различных фигурок или отдельными резцами наносили растительный, геометрический и другие орнаменты.
Чтобы исключить смолистый привкус, древесину применяли исключительно лиственных пород, в первую очередь липовую — легкую, мягкую, не склонную к раскалыванию. Широко использовали осину и березу, рябину, ольху. Годился и клен, но ложка из этого более редкого дерева стоила дороже. Так же как и ложки из плодовых деревьев: яблони, сливы, вишни.
Еще в первой половине прошлого века практически каждый деревенский мужчина мог худо-бедно выстрогать ложку, вполне пригодную для домашнего обихода. Немало ложек изготовляли ремесленники, объединенные в артели ложкарей, но это мелкое производство перестало существовать после Великой Отечественной войны. Деревянным ложкам на смену пришли дешевые алюминиевые, а затем — из нержавеющей стали.
Недолгий ренессанс деревянный предмет кухонной утвари, сильно напоминающий ложку, испытал на исходе ХХ века, когда у нас в моду вошла посуда с тефлоновым антипригарным покрытием. До слоя «нежного» пластика нельзя дотрагиваться ничем металлическим: он тут же разрушается. Поэтому и понадобились деревянные лопаточки, чтобы ими орудовать на суперсовременной сковородке. Ничего лучше дерева конструкторы найти не смогли. Мягкие пластиковые лопатки не годятся — не выдерживают высоких температур.
Тефлоновая посуда продается до сих пор, но вряд ли находятся любители жарить диетические котлеты без масла — сейчас много пишут о том, к каким последствием может это привести.
«При сильном нагревании тефлон начинает выделять перфтороктановую кислоту — вещество, которое, попадая в организм человека, может вызвать развитие онкологических заболеваний, повышение холестерина в крови или выделение триглицеридов. Поэтому важно нагревать сковороду или кастрюлю равномерно, не допуская резкого перепада температур на поверхности посуды. Кроме того, ученые рекомендуют чередовать приготовление пищи на тефлоне с приготовлением блюд в привычной кухонной утвари».
Не слишком ли сложные ежедневные манипуляции в кухонных условиях? Пожалуй, будешь чувствовать себя спокойнее, аккуратно покуривая на пороховой бочке. И поневоле обратишься к привычной кухонной утвари. А кто-то — и к деревянной ложке…