Что такое эксцентрики: Эксцентрика — Википедия – Эксцентрик — Википедия

Содержание

Эксцентрика — Википедия

Эксцéнтрика (от лат. excentricus — вне центра; эксцентрический, эксцентричный):

  1. жанр театрального, циркового, музыкального или эстрадного представления, построенный на использовании художественных эксцентрических приёмов[1];
  2. в театре, цирке, кинематографе, на эстраде — художественный приём остро-комедийного и пародийного изображения действительности[2], основанный на «умышленном» нарушении логики и причинно-следственных связей в действиях или событиях[3], как бы причудливом смещении привычных понятий, а также использовании предметов в несвойственных им функциях[4] (например, использование бутылок, кастрюль, сковород, вилок, ложек, различных пил, вёдер и прочей хозяйственной утвари в качестве музыкальных инструментов), — в результате чего обыденные, привычные действия и жизненные явления получают неожиданное переосмысление.
    [5]

Эксцентрика таким образом раскрывает мир в его новых качествах и по-своему участвует в процессе обновления «застарелых» (привычных) образов, понятий и представлений, — выходя из пределов обычного («нормального») и принимая порой крайне странные, нелепые, чудаковатые, смешные, саркастические и даже эпатажные формы выражения.[6]

«Медведь с козою прохлаждается», XIX в.

Первые признаки эксцентрики, как выразительного приёма, и эксцентрического мышления проявились преимущественно в устном народном творчестве[3] задолго до появления самого понятия «эксцентрика» — в частушках, прибаутках, анекдотах, сказках, пословицах, поговорках, в хороводных песнях и танцах, в играх, ярмарочных представлениях, скоморошестве, шутовстве. Однако и в изобразительном искусстве — в лубочных картинках, встречаются красноречивые эксцентричные образы и сюжеты, например: «Бык не захотел быть быком, да и сделался мясником»

[3], «Как мыши кота хоронили», «Медведь с козою прохлаждается», «Молодая немка кормит старого немца соской».[7]

«Как мыши кота хоронили», XVIII в.

Первые документальные свидетельства существования шутовства (наиболее близкого жанру эксцентрики) относятся к ранней истории становления родоплеменных отношений[3]. Так, упоминание о царском шутнике находим в главе «Царь Птолемей» из «Естественной истории» римского писателя I века н.э. Плиния Старшего[8], в которой он описывает визит Апеллеса во дворец Птолемея I — царя эллинистического Египта.

Во времена раннего европейского средневековья присутствие шута в королевском (или аристократическом) окружении становится традиционным явлением в придворной культуре. Шуты специально нанимались для разнообразных развлечений и увеселения своего господина, его семьи и двора.

[9] Круг умений и обязанностей шута был весьма широк — он должен был свободно музицировать, петь, танцевать, жонглировать, пародировать, обладать острым, ироничным и подвижным умом, чтобы сходу загадывать мудрёные загадки и шарады, и придумывать невиданные поучительные или изобличающие истории. Кроме того, шуту более чем кому-либо было позволено говорить под видом шутки обо всём запрещённом и недозволенном.[10]

« …Эксцентрика отрицает всевозможные иерархические нормы и оценки, установившиеся привычки, инерцию и стереотипы мышления, устаревшие житейские формы поведения, при этом будоражит фантазию и мысль, не давая ей покрыться коростой благодушия.»[3]

В России периода средневековья так же существовали свои традиции шутовства[9] или — «ранней» эксцентрики. Наиболее ярко эксцентрические элементы просматриваются в уличных или ярмарочных представлениях скоморохов.

[3] Скоморохи, подобно европейским шутам, были не только музыкантами, танцорами и актёрами, но зачастую и авторами исполняемых музыкальных произведений и спектаклей.

Среди персонифицированных эксцентрических образов русского народного творчества можно выделить сказочного Ивана-дурака и балаганного потешника-пересмешника Петрушку. Если первому отводится роль доброго, мудрого, благородного героя-спасителя от разных враждебных напастей и жестоких правителей[11], то второй призван высмеять существующий порядок вещей, преувеличивая яркость изображаемых пороков остротами, дурачествами и кривляньями.[12]

Эксцéнтрик (от фр. excentrique; ex — из, вне; centrum — центр) — артист эксцентрического жанра, чаще всего эстрадного или циркового, номер которого строится на контрасте, парадоксе, алогизме, использовании разнообразных трюков и масок. Эксцентрика требует от актёра филигранного мастерства, высочайшего уровня профессионализма, особой выразительности пластики

[комм. 1] и мимики.[3]

Своеобразной принципиальной противоположностью эксцентрики является эквилибристика (от лат. aequilibris — находящийся в равновесии).[13] А схожими по характеру и средствам выразительности с эксцентрикой можно считать клоунаду, шутовство, фиглярство, буффонаду, скоморошество, паясничанье, гаерство и проч.[14]

Эксцентричным может быть не только жанр представления или артист, но и вообще человеческий характер, тип поведения или психики, в основе своей опирающийся на «отрыве от центра, или общепринятой нормы поведения» и желании не походить на всех. В основе желания «не быть как все» лежит противостояние (скрытое или явное) всему «нормальному» (то есть правилам, принятым обществом, большинством), которое выражается в несвойственном для нормального человека неадекватном, эпатажном поведении. В свою очередь эпатаж, как яркий приём выразительности, является основным свойством эксцентрики.

[15]:54-55

Большой вклад в распространение и развитие жанров сценической эксцентрики внесли выступления гастролирующих артистов-эксцентриков[3]. Между зарубежными артистами происходил не только взаимный обмен секретами мастерства, но и устанавливались творческие контакты, способствующие появлению новых самобытных номеров, представлений и, конечно же, появлению новых актёров-эксцентриков. Так, например, в середине XIX века в Москве и Петербурге с большим успехом выступали пародист-эксцентрик Левассер и английские танцовщики Маджильтон.[3]

С развитием парковой культуры развлечений в конце XIX века, в большом количестве стали появляться кафешантаны и открытые концертные площадки — эстрады, быстро приобретавшие популярность и у зрителей, и у исполнителей. Соответственно, возрастало число приезжих и гастролирующих артистов, среди которых были и эксцентрики — певцы, танцоры, мастера перевоплощения, комики, мимы, пародисты.

[3]

В 1891 году в Крестовском саду Петербурга, наряду с выступлениями английских, немецких и итальянских артистов, состоялся дебют знаменитого отечественного дуэта музыкальных эксцентриков «Бим-Бом» — Иван Радунский (Бим)[комм. 2] и Феликс Кортези (Бом).[3] Номера «Бим-Бома» были построены на разговоре, музыке и пении, и состояли в основном из комических сценок, злободневных репризных диалогов, акробатических трюков, музыкальных пародий и игры на музыкально-эксцентрических инструментах. Для своих выступлений артисты сами изобретали «музыкальные» инструменты: сковорода, метла, пила, пюпитр, визитные карточки и бутылки превращались в их руках в источник мелодичных звуков. Огромный успех дуэта способствовал появлению большого числа подражателей, многие пытались копировать их, но так и оставались всего лишь «копиями».

[16]

Также эксцентрические трюки использовали многие известные куплетисты — автор-исполнитель монологов, песен, куплетов Сергей Сокольский (Ершов), гротеск-комик В. Правдин, эксцентрик-юморист Николай Морской, певец, чтец, актёр Леонид Утёсов.[3]

В первые десятилетия XX века значительным событием в искусстве эксцентрики становятся выступления русского автора-куплетиста, композитора, поэта, мима-эксцентрика и некоронованного «Короля Эксцентрики» — Михаила Николаевича Савоярова.[17] Именно он впервые в России вывел на эстраду авторский эксцентрический стиль исполнения, кардинально отличавшийся от циркового и театрального. Отличительной чертой артистического стиля Савоярова было неповторимое обаяние живого исполнения, пластичность, тонкая нюансировка, природная музыкальность и гибкость, способность к мгновенному перевоплощению, умение дополнять пение танцем и мимической репризой. Творчество Михаила Савоярова высоко ценил Александр Блок, состоявший с ним в приятельских отношениях и часто бывавший на его представлениях.

[18] Из записных книжек Блока известно, что он специально водил свою жену Любовь Дмитриевну на выступления Савоярова для того чтобы она внимательно посмотрела и послушала, обратила внимание на то, каким образом и с какой интонацией следует читать поэму «Двенадцать». Блок ставил в пример выразительную, дерзкую, эксцентричную и, временами, эпатажную игру Савоярова и считал, что эту поэму нужно читать именно так, как это делал Савояров, «по-савояровски».[19]

«Двенадцать» — ироническая вещь. Она написана даже не частушечным стилем, она сделана «блатным» стилем. Стилем уличного куплета вроде савояровских.

Обаяние эксцентрической манеры исполнения артиста высоко оценил и Всеволод Мейерхольд, несколько раз приходивший вместе с Блоком на концерты Савоярова в период работы над блоковской драмой «Балаганчик».

[17] Постановка Мейерхольда не до конца устраивала Блока и он в очередной раз убеждался в том, что савояровский балаганчик был «куда лучше нашего».

Яркий артистический стиль и образ М.Н. Савоярова оказал большое влияние на следующие поколения артистов-эксцентриков. В 30-е годы в Ленинграде и Москве многие артисты брали у него уроки. Среди известных учеников Савоярова тех лет можно назвать Аркадия Райкина[21], который помимо обучения пользовался его личными связями и поддержкой. Сегодня считается малоизвестным фактом, что в 30-е годы Райкин начинал именно как музыкальный эксцентрик и танцор-мим, а первая слава, признание и звание лауреата на Всесоюзном конкурсе артистов эстрады были завоёваны танцевально-мимическим номером «Чаплин». Уже в конце 30-х годов Савояров дал несколько уроков Александру Менакеру.[21] Симптоматично выглядит «савояровская школа эксцентрики»

в манере исполнения песен Андрея Миронова (сына Менакера)[21] и некоторых музыкальных ролях молодого Константина Райкина[21] в театре и кино.

В начале XX века эксцентрика выходит на новый уровень развития, расширяет границы своего влияния. Так, в России в начале 20-х годов приёмы и принципы эксцентрики стали активно использовать в своих театральных постановках режиссёры Всеволод Мейерхольд, Сергей Эйзенштейн, Григорий Козинцев, Леонид Трауберг, Николай Фореггер, Сергей Радлов, Евгений Вахтангов, Александр Таиров.[3]

Объясняя принцип эксцентрического подхода к вещам и явлениям, Виктор Шкловский писал:

« …Эксцентризм основан на выборе впечатляемых моментов и на новой, не автоматической их связи. Эксцентризм – это борьба с привычностью жизни, отказ в её традиционном восприятии и подаче».

Шкловский В.Б.. О рождении и жизни фэксов.// Недоброво В. ФЭКС. М.; Л., 1928. С.5-6

В это же время начинает формироваться сильная актёрская школа эксцентрического искусства, среди ярких представителей которой Сергей Мартинсон, Игорь Ильинский, Николай Черкасов, Борис Чирков, Эраст Гарин, Александр Бениаминов. Многие из выдающихся актёров драматического театра выступали с эксцентрическими номерами и на эстраде. Например, эксцентрические танцы ставил в своей Мастерской (Мастфоре) Фореггер. На эксцентрике в чистом виде строилось всё творчество синеблузников, сформировавшее таких актёров, как Лев Миров и Борис Тенин.[3]

Среди эстрадных артистов эксцентрика определяла искусство любимца ленинградской публики, клоуна, куплетиста и фельетониста Василия Гущинского, комика-эксцентрика Алексея Матова (Стрелкова).[комм. 3][22] Известно, что по совету Мейерхольда Игорь Ильинский брал у него уроки, работая над ролью Аркашки в комедии А.Н. Островского «Лес».[3]

К 30-м годам, в связи с ориентацией на психологический театр, эксцентрика на эстраде за исключением музыкальных номеров джазовых коллективов (например, «Музыкальный магазин» в «Теаджазе» Утёсова и др.) была вытеснена в своеобразные безопасные резервации и представлена преимущественно в цирковых и оригинальных жанрах: акробатике, эквилибристике, жонглировании, иллюзии, пантомиме.[3]

Эксцентрика в литературе и искусстве[править | править код]

Эксцентрика в литературе[править | править код]

Эксцентрика в музыке[править | править код]

Эксцентрика в кино[править | править код]

В СССР самым знаменитым кинорежиссёром был Леонид Гайдай. Его знаменитые эксцентрические комедии «Операция «Ы» и другие приключения Шурика» (1965), «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика» (1967), «Бриллиантовая рука» (1969) и другие пользуются успехом до сих пор. В этих фильмах огромное количество погонь и быстрых действий. В выше перечисленных фильмах эксцентрика создана благодаря таким актёрам, как Алексей Смирнов, Георгий Вицин, Юрий Никулин, Евгений Моргунов, Андрей Миронов, Анатолий Папанов, Наталья Селезнёва, Наталья Варлей, Владимир Этуш, Светлана Светличная, Фрунзик Мкртчян и многим другим великим артистам. Но главная заслуга, конечно, самого Гайдая и его сценаристов Якова Костюковского и Мориса Слободского.

Эксцентрика в изобразительном искусстве[править | править код]

  1. ↑ Пластика — в танце и в сценическом искусстве — общая гармония, согласованность движений и жестов; одна из обязательных дисциплин в театральных вузах.
  2. ↑ Радунский Иван Семенович (1872—1955) – музыкальный клоун, заслуженный артист РСФСР (1939). Создатель и участник знаменитого дуэта Бим-Бом, просуществовавшего (с перерывами) с 1891 по 1946 (партнёры Ф. Кортези, М. А. Станевский и др.). Номера состояли из комических сценок, диалогов на злободневные темы, игры на музыкально-эксцентрических инструментах, акробатических трюков, музыкальных пародий.
  3. ↑ Матов (Стрелков) Алексей Михайлович (1883-1942, Ленинград) – эстрадный артист, куплетист, эксцентрик. Его эксцентрическая природа комедийного дарования находила выражение в оригинальных номерах: обладая вокальными данными широкого диапазона от нижнего «ля» до «ми» третьей октавы, Матов блестяще имитировал женский голос; выходя на эстраду в женском костюме и парике, виртуозно исполнял партии колоратурного сопрано («Соловей» А.А. Алябьева), трюк разоблачался только в конце; изображал уличную певицу и под шарманку пел женским голосом «Пой, ласточка, пой»; выступал с пародиями, в частности на оперу «Кармен». Талант Матова был многообразен: он мастерски владел также художественным свистом, звукоподражанием, танцевал, руководил «комическим хором», исполнял злободневные монологи и сатирические куплеты. Во время исполнения номера мог неожиданно с визгом промчаться по сцене, прокукарекать, сохраняя при этом полнейшую невозмутимость.
  1. ↑ Ефремова Т.Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. – М.: Русский язык, 2000
  2. ↑ Кузнецов С.А. Большой толковый словарь русского языка. — 1-е изд-е: СПб.: Норинт, 1998
  3. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 под ред. Уваровой. Энциклопедия Эстрада России. XX век. Лексикон. — М.: РОСПЭН, 2000. — С. 759-760. — 10 000 экз.
  4. ↑ Большая советская энциклопедия: В 30 т. — М.: «Советская энциклопедия», 1969-1978.
  5. ↑ Современная энциклопедия. 2000.
  6. ↑ Ушаков Д.Н. Толковый словарь русского языка: В 4 т. М., 2000.
  7. ↑ Ровинский Д.А. Русские народные картинки, СПБ, 1881
  8. ↑ Плиний Старший «Естественная история». Гл. XXXV-XXXVI; Лукиан, 9; Страбон, 14.2.19
  9. 1 2 Шуты и скоморохи в древности и в новейшее время // Исторический вестник, 1888.
  10. ↑ Дугин А.Г. О роли «шута». Эволюция жреческих функций. Метафизика смеха // Дугин А. Г. Философия Политики, М., 2002.
  11. ↑ Смирнова Н.И. Советский театр кукол 1918—1932. М., 1963
  12. ↑ Горький М. Собрание сочинений. т. 24, 1953, с. 494
  13. ↑ Гуревич З.Б. О жанрах советского цирка. Издательство: Искусство, 1984
  14. ↑ Цирковое искусство России. Энциклопедия. Сост.: В.В. Кошкин, М.С. Рудина, Р.Е. Славский. Москва: Большая Российская энциклопедия, 2000. – 479 с.
  15. Юрий Ханон. «Альфонс, которого не было». — СПб.: Центр Средней Музыки & Лики России, 2013. — 544 с. — ISBN 978-5-87417-421-7.
  16. ↑ Альперов Д.С.. «На арене старого цирка». Записки клоуна (на основе материалов Сергея Альперова). Изд. Художественная литература, Москва,1936г. 404с.
  17. 1 2 Дмитрий Губин, «Игра в дни затмения», «Огонёк» №26, июнь 1990 г., стр.26-27, ISSN 0131-0097// Д. Губин, «Игра в дни затмения», «Огонёк», июнь1990
  18. ↑ Энциклопедия эстрады и цирка
  19. Александр Блок. Собрание сочинений в восьми томах. — М.: Государственное издательство художественной литературы, 1962. — Т. дополнительный (записные книжки). — С. 260. — 310 с.
  20. ↑ Шкловский В.Б. Письменный стол // Шкловский В.Б. Гамбургский счёт: Статьи — воспоминания — эссе (1914—1933). М.: Советский писатель, 1990. С. 175. ISBN 5-265-00951-5, ISBN 978-5-265-00951-7.
  21. 1 2 3 4 Олег Макаров, интервью. Юрий Ханон: «Не современная Не музыка», журнал «Современная музыка», №1-2011, Москва, «Научтехлитиздат», стр.6
  22. ↑ Мастера Эстрады. Л., М., Изд. «Искусство», 1964 г. Стр. 30-36
  • Добин Е. Эксцентризм и эксцентрика //Искусство кино. – 1940. – №. 10. – С. 35.
  • Ерофеев В. Глазами эксцентрика. – Serebrianyi Vek, 1982.

это какой? Что значит эксцентричный человек

Что такое эксцентричный

Эксцентричный — это значит крайне необычный, чудаковатый, со странностями. Противоположность банальному.

Например: эксцентричный поступок, эксцентричный человек, эксцентричный наряд, эксцентичные манеры.

Ударение ставится на букву «и» — эксцентри́чный.

Слово происходит от латинского eccentricus — находящийся не в центре.

В технике эксцентричный — это значит имеющий ось вращения, не совпадающую с геометрической осью.

Эксцентричность — это склонность к странному, необычному поведению.

Эксцентричный человек — это некто, выделяющийся из толпы своим необычным обликом или поведением.

Эксцентриком называют циркового или эстрадного артиста, номера которого строятся на различных неожиданностях.

Эксцентрик Чарли Чаплин в фильме «Золотая лихорадка». Кадр: Bettmann / Getty Images

Синонимы к слову эксцентричный

Синонимы к слову «эксцентричный»: вызывающий, затейливый, необыкновенный, необычный, из ряда вон выходящий, причудливый, своеобразный, странный, удивительный, чудаковатый, чудной, экстравагантный.

Эксцентричный. Примеры из русской литературы

Мой приход к вам в такой час и без доклада — странен и вне принятых правил, но я надеюсь, вы поверите, что, по крайней мере, я в состоянии сознать всю эксцентричность моего поступка.
Ф.М. Достоевский. «Униженные и оскорбленные» (1861)

Признаюсь, подобный разговор на бале показался мне чересчур эксцентричным: он невольно возбуждал во мне мысли… свойства, совершенно противоположного религиозному.
И.С. Тургенев. «Странная история» (1869)

Его мать, нервная, эксцентричная женщина, идя однажды с ним, встретила на лестнице какого-то пьяного безобразного человека и поцеловала ему руку.
А.П. Чехов. «Открытие» (1885-1886)

Глубоко уверен в своей неотразимости перед женщинами и втайне лелеет мечту завести интрижку с эксцентричной графиней или княгиней, плененной его голосом.
А.И. Куприн. «Киевские типы» (1895-1897)

В отчаянном желании Грэя он видел лишь эксцентрическую прихоть и заранее торжествовал, представляя, как месяца через два Грэй скажет ему, избегая смотреть в глаза: «Капитан Гоп, я ободрал локти, ползая по снастям; у меня болят бока и спина, пальцы не разгибаются, голова трещит, а ноги трясутся. Все эти мокрые канаты в два пуда на весу рук; все эти леера, ванты, брашпили, тросы, стеньги и саллинги созданы на мучение моему нежному телу. Я хочу к маме».
А.С. Грин. «Алые паруса» (1922)

Вот прекрасная тема для рассказа в эксцентричном английском стиле!
А.Т. Аверченко. «Шутка мецената» (1923)

Мы охотно посещали его больше всего потому, что он имел собственный дом и возможность устраивать для нас приятные вечера — сам он всем нам казался слишком эксцентричным, если не сказать сумасбродным.
И.А. Бунин. «Семеновы и Бунины» (1932)

Джаз ресторана «Голливуд» представлял собой на диво слаженную эксцентрическую музыкальную машину, и слушать его было приятно.
Е. Петров, И. Ильф. «Одноэтажная Америка» (1936)

Кто такие эксцентрики, что такое эксцентризм

Все больше популярных книг и фильмов посвящено образам эксцентриков, социопатов, мизантропов, социофобов и других не менее интересных персонажей, поведение которых выходит за рамки общепринятых норм и правил. Конечно, такие люди встречаются и в реальной жизни, но зачастую в этом случае иметь с ними дело далеко не так приятно, как взирать с экрана телевизора или со страниц книг. Как бы то ни было, в связи с популярностью подобных персонажей предлагаем разобраться, что обозначает каждое из перечисленных понятий, чем они отличаются друг от друга и что свойственно для данных типов личностей. Начнем с того, кто такие эксцентрики и что скрывается за данным определением.

Кто такие эксцентрики?

Кто такие эксцентрики

Кто такие эксцентрикиЭксцентрики — самые «безобидные» для общества из тех, кого мы рассматриваем в этом цикле статей (не считая социофобов, все проблемы которых, как правило, направлены против их собственной личности, а не окружающих). Согласно общему определению, под эксцентриками понимаются те, чье поведение резко выходит за рамки общепринятых правил, те, кто ведет себя странно, неожиданно, не так, как большинство. А сам стиль подобного поведения, в свою очередь, называется эксцентризмом.

С чем связан эксцентризм и каковы его проявления

Иногда такое поведение нарочито направлено против устоявшихся норм, иногда — следствие определенных внутренних потребностей. Эксцентризм может принимать форму скрытого или явного протеста против каких-либо навязанных правил и устоев (в том числе локальных — например, на работе или в семье). Порой эксцентрики пытаются во что бы то ни стало обратить на себя внимание, что характерно, например, для некоторых типов акцентуаций.

Слово «эксцентризм» происходит от латинских «из», «вне» и «центр», то есть эксцентрики стараются выделиться, быть не такими, как все, как «общая масса». Конкретные проявления этого стремления зависят от личности и включают выбор как стиля одежды, так и стиля жизни, как хобби, так и образ мышления. Например, Ниро Вульф (герой романов Рекса Стаута) носил исключительно желтые, канареечные, рубашки, выходил из дома лишь в самых крайних случаях, ни с кем, кроме нескольких человек, не пожимал руку и, что бы ни случилось, 4 часа в день по расписанию проводил в оранжерее с орхидеями.

Эксцентризм — особенность или диагноз?

Как правило, поведение эксцентриков не выходит за рамки норм с точки зрения психиатрии (поэтому эксцентризм — это не болезнь, не патология и не какое-либо нарушение, это просто особенность личности), Эксцентрики - основные особенности

Эксцентрики - основные особенностихотя с точки зрения межличностных отношений эксцентрики могут раздражать, удивлять или даже шокировать. Именно в том, что это не медицинский диагноз, и заключается качественное отличие эксцентриков от социофобов и социопатов.

Как правило, даже сильно раздражающие эксцентрики в общем и целом достаточно безобидны как для себя, так и окружающих, они могут отличить хорошее от плохого и контролируют себя и свои действия. В свою очередь, проблемы социофобов если и мешают кому-то, то только им самим. Социопаты же — люди, у которых патологически отсутствуют советь и сочувствие, — могут представлять опасность для других, так как достаточно плохо контролируют некоторые свои желания и имеют достаточно извращенные представления о том, что такое дружба, семья, любовь, привязанность и т.д.

ЭКСЦЕНТРИК — это… Что такое ЭКСЦЕНТРИК?

  • Эксцентрик — (лат.  ех  из и centrum  центр). Эксцентрик  мебельное крепление, широко используемое при изготовлении корпусной мебели из ДСП Эксцентрик в технике  вид валовой конструкции. Эксцентрик в театральном… …   Википедия

  • эксцентрик — См …   Словарь синонимов

  • эксцентрик — 1. ЭКСЦЕНТРИК, а; м. [франц. excentrique] 1. Цирковой или эстрадный артист, исполняющий эксцентрические номера, трюки, поражающие своей неожиданностью. Музыкальный э. Клоун э. На эстраде выступали два эксцентрика. 2. Устар. Человек с причудами,… …   Энциклопедический словарь

  • ЭКСЦЕНТРИК — (от экс… и центр) диск (или цилиндр), насаженный на вал с эксцентриситетом, т. е. со смещением оси диска относительно оси вала. Применяется в механизмах, преобразующих вращательное движение вала в поступательное движение ползуна …   Большой Энциклопедический словарь

  • ЭКСЦЕНТРИК — ЭКСЦЕНТРИК, эксцентрика, муж. (от лат. ех из и centrum центр). 1. Металлический диск, насаженный на вращающийся вал так, что центры диска и вала не совпадают, употр. в машинах для преобразования вращательного движения в поступательное (тех.). 2.… …   Толковый словарь Ушакова

  • ЭКСЦЕНТРИК — ЭКС ЕНТРИК, а, м. ирковой или эстрадный артист, исполняющий своеобразные комические номера, трюки, поражающие своей неожиданностью. Клоун э. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   Толковый словарь Ожегова

  • ЭКСЦЕНТРИК — (Eccentric wheel) часть эксцентрикового механизма в виде круглого диска, насаженного на вал так, что центры вала и диска не совпадают. Расстояние между центрами диска и вала называется эксцентриситетом. Самойлов К. И. Морской словарь. М. Л.:… …   Морской словарь

  • ЭКСЦЕНТРИК — круглый диск, наглухо насаженный на вращающуюся ось, не проходящую через центр диска, и служащий для преобразования вращательного движения оси и диска в прямолинейно возвратное движение какого либо стержня путем соприкосновения его конца с Э.… …   Технический железнодорожный словарь

  • эксцентрик — Конструктивный элемент дуги (дуг) лука, изменяющий ее характеристику. [ГОСТ Р 51549 2000] Тематики оружие холодное …   Справочник технического переводчика

  • ЭКСЦЕНТРИК — деталь механизма в виде цилиндра или диска, ось вращения которого не совпадает с геометрической осью; это расстояние между осями называется (см.). Э. аналогично (см.) применяют с целью превращения вращательного движения вала в поступательное… …   Большая политехническая энциклопедия

  • Велосипедный эксцентрик (для велосипеда): виды, установка

    Время чтения: ~6 минут Автор: Михаил Скворцов 255

    Велосипедный эксцентрик представляет собой зажимной крепежный механизм. Свое название он получил от слова «эксцентриситет», что в данном случае – несовпадение осей вращения вала и закрепленного на нем диска. Именно это позволяет преобразовать вращательное движение гайки в поступательное. Для создания силы затяжки на эксцентрик насажены пружины. Расположенный на противоположном конце рычаг прочно фиксирует положение гайки и сжатие пружин.

    Такой тип крепления стал широко применяться на велосипедах последних выпусков. Стандартное использование детали – это крепление колес к дропаутам, соединение частей рамы на складной модели, крепление седла и регулировка его высоты. Эксцентриками снабжаются и хомуты для светоотражателей, выносы руля, дополнительные навесы.

    Плюсы и минусы перед гайковыми креплениями

    Большинство современных моделей перешли на эксцентрик, потому что это удобно. Именно простота обращения является основным качеством такого крепления. По силе затяжки он сравним со стандартными гайками. Разумеется, при 100%-ной исправности механизма.

    Преимущества эксцентрика в пути:

    1. Легко демонтировать колесо, если пробита камера. Также колесо быстро одевается обратно.
    2. Удобная регулировка высоты седла. При закручивании гаек выравнивать его строго по центру проблематично.
    3. Не нужны гаечные ключи и вообще какие-либо инструменты.

    Очевидно, что времени на зажим понадобится меньше, чем на двустороннюю затяжку гаек на осях колесных втулок.

    Недостатки эксцентриков:

    1. Пружина со временем ослабевает, из-за чего крепление становится ненадежным.
    2. Устойчивость рамы к ударам на складном велосипеде хуже.
    3. Колесо могут легко украсть на парковке.
    4. Если велик закреплен к парковочной трубе ободом, есть риск по возвращении обнаружить только его.

    К велосипеду на улице нужно применять дополнительные меры безопасности, главное из которых – не оставлять его надолго. На колеса с эксцентриковым креплением можно поставить блокираторы, а раму пристегнуть отдельным замком. Когда эксцентрик плохо держит, его необходимо поменять. Колес это касается в первую очередь!

    Виды эксцентриков

    Для крепления втулки колеса велосипеда существует два типа зажимных механизмов: традиционный и регулируемый (Clix).

    Обычная модель состоит из нескольких составных частей:

    1. Ось вала, закрепленная внутрь втулки.
    2. Диск.
    3. Гайка для затягивания и ослабления.
    4. Фиксирующий рычаг.
    Схема эксцентрикового крепления
    Схема обычного эксцентрикового крепления втулки колеса к дропаутам

    Clix отличается от традиционного механизма наличием чашки, толкателя и кнопки блокировки поверх затяжной гайки. Эта более расширенная модель позволяет подстроиться под размеры вилки для закрепления переднего колеса и ширину между нижними перьями рамы при установке заднего.

    Блокировочная кнопка нужна для жесткой фиксации ширины эксцентрика, толкатель и чашка выполняют функцию прижима. Перед установкой Clix на другой велосипед необходимо сначала отрегулировать его, иначе из-за разности размеров колесо не будет прочно держаться на раме.

    Механизм Clix
    Механизм Clix. Слева направо: толкатель, чаша, блокировочная кнопка. Остальные запчасти как на традиционном эксцентрике (наверху)

    Велосипедный зажим эксцентрикового типа требует правильного обращения. Так он прослужит дольше, а деталь будет надежно закреплена к остову. Установка традиционного и clix-эксцентрика немного различается, поэтому рассмотрим оба способа крепления.

    Как правильно установить колеса на эксцентрике

    Для начала рычаг переводится в положение «Open». Колесо вставляется в дропауты так, чтобы ось соприкасалась с внутренними поверхностями гнезд (дропаутов). Установку колеса, будь то стандартное крепление или эксцентриковое, нужно в «лежачем» положении велосипеда – колесами вверх.

    От рычага переходим к другому концу – регулировочной гайке. Вращаем ее до упора, затем немного ослабляем, чтобы дать свободный ход рычагу при фиксации. Далее переводим его в противоположное положение. Эксцентрик закрыт.

    Ход рычага при закрытии крепления должен быть слегка затруднен. Если он движется легко, переводим его снова в «Open» и дотягиваем гайку. Наоборот, когда регулировочный винт затянут слишком сильно, фиксатор может не опуститься до конца. Тогда следует немного ослабить гайку.

    Распространенная ошибка – это вращение рычага вместо гайки. Нужно лишь придерживать его, но ни в коем случае не крутить. И последний этап – проверка крепления. Делать это надо в дороге, когда колесо может ненароком отвалиться, а на стоянке: с силой ударить колесом об пол, а затем прокрутить его на высокой скорости. Если колебаний нет, все в порядке.

    Как поставить и отрегулировать эксцентрик Clix.

    Установка колеса:

    1. Выставить рычаг в положение «Открыть».
    2. Сжать чашку и вставить втулку в дропауты.
    3. Зажать рычаг в противоположное положение. Он должен идти с небольшим сопротивлением, как и в случае с традиционным эксцентриком.
    4. Проверить крепление: ударить по колесу и прокрутить его. Оно не должно колебаться и соскальзывать.

    Не рекомендуется вращать рычаг одновременно с крепежной гайкой, также фиксатор не должен крутиться, когда эксцентрик уже закрыт.

    Последовательность регулировки Clix:

    1. Открыть рычаг.
    2. Затянуть регулировочную гайку почти полностью. Метки на оси и фиксаторе должна совпадать.
    3. В таком положении рычаг переводится в «Close».
    4. Заблокировать ход гайки с помощью кнопки.

    Теперь можно спокойно одевать колеса на раму.

    Легкие, практичные и неприхотливые эксцентриковые крепления помогают значительно облегчить повседневную жизнь велолюбителя. Они очень просты в использовании, легко регулируются и относительно долговечны при правильном использовании.

    загрузка…

    Эксцентрик — это… Что такое Эксцентрик?

  • Эксцентрик — (лат.  ех  из и centrum  центр). Эксцентрик  мебельное крепление, широко используемое при изготовлении корпусной мебели из ДСП Эксцентрик в технике  вид валовой конструкции. Эксцентрик в театральном… …   Википедия

  • ЭКСЦЕНТРИК — (фр., от лат. ex вне, и centrum средоточие круга, центр). 1) странный человек, чудак. 2) прибор в паровых машинах, передвигающий золотники. 3) говорится о кругах, которые не имеют общего центра, хотя и находятся один в другом. Словарь иностранных …   Словарь иностранных слов русского языка

  • эксцентрик — См …   Словарь синонимов

  • эксцентрик — 1. ЭКСЦЕНТРИК, а; м. [франц. excentrique] 1. Цирковой или эстрадный артист, исполняющий эксцентрические номера, трюки, поражающие своей неожиданностью. Музыкальный э. Клоун э. На эстраде выступали два эксцентрика. 2. Устар. Человек с причудами,… …   Энциклопедический словарь

  • ЭКСЦЕНТРИК — (от экс… и центр) диск (или цилиндр), насаженный на вал с эксцентриситетом, т. е. со смещением оси диска относительно оси вала. Применяется в механизмах, преобразующих вращательное движение вала в поступательное движение ползуна …   Большой Энциклопедический словарь

  • ЭКСЦЕНТРИК — ЭКСЦЕНТРИК, эксцентрика, муж. (от лат. ех из и centrum центр). 1. Металлический диск, насаженный на вращающийся вал так, что центры диска и вала не совпадают, употр. в машинах для преобразования вращательного движения в поступательное (тех.). 2.… …   Толковый словарь Ушакова

  • ЭКСЦЕНТРИК — ЭКС ЕНТРИК, а, м. ирковой или эстрадный артист, исполняющий своеобразные комические номера, трюки, поражающие своей неожиданностью. Клоун э. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   Толковый словарь Ожегова

  • ЭКСЦЕНТРИК — (Eccentric wheel) часть эксцентрикового механизма в виде круглого диска, насаженного на вал так, что центры вала и диска не совпадают. Расстояние между центрами диска и вала называется эксцентриситетом. Самойлов К. И. Морской словарь. М. Л.:… …   Морской словарь

  • ЭКСЦЕНТРИК — круглый диск, наглухо насаженный на вращающуюся ось, не проходящую через центр диска, и служащий для преобразования вращательного движения оси и диска в прямолинейно возвратное движение какого либо стержня путем соприкосновения его конца с Э.… …   Технический железнодорожный словарь

  • эксцентрик — Конструктивный элемент дуги (дуг) лука, изменяющий ее характеристику. [ГОСТ Р 51549 2000] Тематики оружие холодное …   Справочник технического переводчика

  • ЭКСЦЕНТРИК — деталь механизма в виде цилиндра или диска, ось вращения которого не совпадает с геометрической осью; это расстояние между осями называется (см.). Э. аналогично (см.) применяют с целью превращения вращательного движения вала в поступательное… …   Большая политехническая энциклопедия

  • Какие бывают эксцентрики и можно ли обойтись без них при монтаже смесителя в ванную

    Какие бывают эксцентрики и можно ли обойтись без них при монтаже смесителя в ванную

    В основном используются универсальный тип эксцентриков для смесителей имеющих размеры не более 50 мм. в длину, с одной стороны дюймовая резьба 3/4, с другой 1/2. Смещение центов составляет 10 мм., что при установке смесителя дает весьма широкий диапазон регулировки от 130±1-2 мм. до 170±1-2 мм., в то время как стандартное межцентровое расстояние смесителей 150±1-2 мм. Именно для компенсирования разности расстояния водяных розеток и точек крепления смесителя и были они придуманы.

    По «эксклюзивно-местному» применению, эксцентрики могут быть и короче, и длиннее, и их межцентровое пространство может быть больше 10 мм. Выбор требуемых форм эксцентриков зависит от конкретных условий установки.

    На фото ниже обычные, универсальные эксцентрики, с межцентровым расстоянием 10-12 мм. —

    Вот такие эксцентрики, в добавок к тому что имею достаточно большое межцентровое расстояние, на ряду с этим выполняют и декоративную функцию исключающую применение хромированных чашек.

    Эксцентриками вот такого типа можно не только установить смеситель на слишком широкостоящие водяные розетки, но и даже поднять смеситель например над раковиной, если он работает одновременно на ванну и раковину. Такие эксцентрики могут быть одним из решений проблемы низкорасположенного к раковине гусака смесителя.

    Да обойтись без эксцентриков можно. Особенно если есть возможность сдвинуть или раздвинуть выводы труб горячей и холодной воды (хотя бы одну из них) по ширине присоединительных гаек смесителя. Можно воспользоваться обычным переходником (ниппелем или «боченком») соответствующих диаметров резьбы на смесителе и на трубах.

    Можно и еще на стадии монтажа, имея смеситель установить трубы с муфтами, наживив гайки, и в таком положении закрутить, через бронзовые ниппеля, и в таком положении «приморозить» (приварить трубы) Однако будьте готовы к тому что ремонтопригодность такой конструкции резко снижается, так как даже про ТУ и ГОСТу межцентровое расстояние у смесителей может быть 150 плюс-минус 1 — 2 миллиметра. При последующей замене, если новый смеситель подойдет отлично то значит повезло, а если нет, то опять можно будет вспомнить про все те же эксцентрики. Вывернут бочата и в муфты вкрутить эксцентрики.

    Сам ставил смесители напрямую на полипропиленовые муфты через ниппеля 3/4 х 1/2, но только не в столь ответственных местах как например помещение для круглогодичного пребывания. На даче — пожалуйста Так если водяная станция стоит на давлении 2,5 Атмосферы, думаю такое крепление вполне подойдет.

    Установка чашек смесителя вплотную к стене

    В санитарной зоне (в ванной или душевой) все должно быть доведено до совершенства – отсутствие швов и значительных зазоров здесь играет не столько эстетическую, сколько защитную функцию. Чем менее значительными будут швы и зазоры — тем меньшее количество влаги сможет в них задержаться и, тем менее вероятно появление в этих зонах, знакомого многим, черного грибка, вывести который практически невозможно.

    Для того, чтобы исключить попадание воды в зоны подключения смесителей, полотенцесушителей и прочих сантехнических приборов к системе водоснабжения, используются специальные декоративные чашки (отражатели) — круглые металлические накладки, которые накручиваются на штуцер эксцентрика до упора о поверхность плиточной облицовки.

    Причина появления шва

    При выполнении корректного монтажа коммуникаций и качественного устройства плиточной облицовки — отражатели соприкасаются с поверхностью вплотную, не оставляя шва. Однако, такой монтаж можно осуществить только в случае, правильного расчета, произведенного на этапе установки труб и согласованного с толщиной будущей плиточной облицовки. Если Вы выполняли отделку ванной сторонними наемными силами и, при этом, сантехники не смогли договориться с плиточниками – скорее всего отражатели будут расположены на значительном расстоянии от стены – не зная толщины облицовки, сантехники, для страховки, просто выдвигают штуцеры подальше, и, впоследствии, они не могут быть корректно закрыты облицовкой.

    неправильный монтаж правильный монтаж

    Методы устранения дефекта

    Можно ли решить данную проблему и скорректировать положение чашек? В определенных случаях – можно. Для решения данной проблемы существует два метода:

    1. Использование чашек большей высоты

    Данный метод позволяет легко устранить зазор, сняв смеситель и заменив исходную чашку на отражатель большей высоты. Наибольшее распространение получили чашки высотой 20, 25, 35 мм. Таким образом, если Ваша чашка имеет высоту 20 мм — приобрести отражатель высотой 25 или 35 мм не составит труда.

    Будьте внимательны — отражатели также имеют и несколько величин диаметров (1/2, 3/4, 1 дюйма). Подбирайте диаметр в соответствии с типоразмером эксцентриков.

    Наиболее часто применяются чашки с диаметрами отверстий — 1/2 дюйма. Не страшно, если высота чашки окажется чуть больше необходимого для закрепления участка резьбы (на 1-2 мм) — ее прижмет крепежная гайка смесителя. Однако, значительные отклонения скомпенсировать не удастся.

    2. Подрезка эксцентриков

    Очень часто, использовать первый метод не удается, как, например, в случае незначительного зазора между чашкой и стеной. Ваш смеситель, также, может быть уже укомплектован декоративными чашками (такое очень часто встречается в случае покупки качественных импортных смесителей), в этом случае, подобрать более высокий отражатель, соответствующего качества и дизайна, будет практически невозможно.

    Решить проблему в такой ситуации можно, используя более трудоемкий, но, вместе с тем, самый эффективный метод — непосредственную коррекцию длины эксцентриков. Используя УШМ и отрезной диск по металлу, резьба эксцентрика обрезается до нужного размера со стороны закрепления смесителя. При этом, сами эксцентрики можно не выкручивать. При необходимости, подрезку можно выполнить с обеих сторон эксцентрика. Для фиксации и обеспечения герметичности достаточно 5-7 мм резьбы с обеих сторон — остальное теоретически можно подвергнуть обрезке.

    Установка чашек смесителя

    1 способ

    Перекройте подачу воды, затем, кратковременно открыв краны, сбросьте остаточное давление. Снимите смеситель: используя разводной, или обычный рожковый ключ, ослабьте, поочередно, обе крепежные гайки, затем — открутите их полностью.

    ВАЖНО: Во избежание повреждения поверхностей хромированных элементов — оберните рабочую поверхность ключа малярным скотчем. Удалите чашки и накрутите на штуцеры отражатели нужной высоты до упора о поверхность стены

    Удалите чашки и накрутите на штуцеры отражатели нужной высоты до упора о поверхность стены.

    Установите смеситель, затягивая гайки поочередно.

    2 способ

    Определите — какую часть резьбы следует отрезать, а также — стоит ли выполнять подрезку с обеих сторон эксцентрика.

    Снимите смеситель способом, описанным выше.

    Если есть возможность, лучше, все-таки, снять эксцентрики — так выполнять рез будет удобнее и безопаснее. Отметьте контур реза, обернув резьбу изоляционной лентой.

    С помощью УШМ, выполните рез эксцентриков.

    Установите эксцентрики, предварительно уплотнив резьбу и выровняйте их по горизонтали (см. установка смесителя).

    Установите на эксцентрики чашки, закрутив их до упора о стену.

    Leave a Reply

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *