Что делают из кожи: Работа с кожей: бесплатные мастер-классы – Кожа (материал) — Википедия

Кожа (материал) — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Различные кожаные изделия и несколько кожевенных инструментов У этого термина существуют и другие значения, см. Кожа.

Кожа — прочный, гибкий и долговечный материал, получаемый путём выделки шкур в условиях традиционного хозяйства или промышленного предприятия. Отдельную категорию представляет меховое производство. Кожа используется в различных областях, от производства обуви и одежды до переплёта книг и изготовления обивки мебели и кожаных обоев. Производится множество сортов кожи с разнообразными свойствами.

По материалам археологических раскопок можно судить о владении техникой обработки кожи и изготовления из неё аксессуаров и одежды — упоминания о кожевенном ремесле значатся в клинописных табличках библиотеки ассирийского царя Ашшурбанипала, в исторических текстах династии Хаммурапи; много информации о владении египтянами кожевенным делом можно извлечь из росписей гробниц — например, во фрагменте росписи гробницы Рехмира изображен процесс раскроя, мездрения, отмоки, дубления и художественной выделки кожи. На Руси возникновение кожевенного дела датируется 6-7 веком; археологические раскопки в Новгороде и Москве указывают на существование кожевенных мастерских в 11-12 веках. Упоминания о декоративной отделке кожи можно найти в летописях — в летописи 1252 года о князе Даниле упоминаются сапоги, шитые золотом; а в летописи о Дмитрии Донском — пояс, расшитый золотом и декорированный ювелирными камнями. В Библии есть первое упоминание о кожаной одежде в книге Бытие 3:21 «И сделал Господь Бог Адаму и жене его одежды кожаные, и одел их».

Сама по себе кожа — материал, который люди начали обрабатывать и использовать одним из первых. Уже в эпоху позднего палеолита простейшая одежда из обычных шкур заменяется сшитыми одеждами из кожи и меха. Тогда же появляются первые декоративные приёмы — вышивка (бусинами и т. п.), раскраска, аппликация. И даже открытие ткачества не вытеснило кожу из быта — ремни, сумки, обувь, доспехи.

У разных народов имелось множество традиционных способов выделки кожи. Но все способы можно свести к трём или четырём при которых получаются принципиально разные продукты. Сырая кожа — минимум обработки. Сыромятная кожа — выделка без дубления. «Сыромятное дубление» — слабое дубление квасцами. Дублёная кожа — прошедшая операцию жирового дубления или дубления растительными и позднее искусственными химическими дубильными веществами. Сырая кожа имела узкую область применения. А вот сыромятная была основной с древнейших времён для изготовления одежды, обуви и т. п. Дубление с помощью растительных танинов тоже было известно с древности, но далеко не у всех народов. Сейчас же дублёные кожи используются практически повсеместно.

Происхождение материала придавало ему и сакральное значение. В книге «Фольклор в Ветхом завете» Джеймс Джордж Фрэзер описывает древние семитские и африканские ритуалы, в которых кожаные кольца и браслеты являются ключевыми элементами. Индейцы Южной Америки до сих пор верят в магическую силу кожаных амулетов, а австралийские аборигены делают волшебные ловушки сновидений из выделанных и разрисованных шкурок летучих мышей. Подобное применение кожи мы находим и у других народов.

В коже животного различают (не считая волосяного покрова) три слоя, которые в процессе выделки или преобразуют, или удаляют.

  1. Верхний, эпидермис (кожица) — наружный слой, состоящий из плоского эпителия. Составляет от 2 до 5 % от толщины шкуры.
  2. Средний, дерма — основной слой, образуемый белковыми коллагеновыми волокнами. Подразделяется на:
    • Сосочковый слой — слой, пронизанный волосяными каналами. В некоторых видах кож (козлина, овчина) является основным для выделки.
    • Сетчатый — от сосочкового слоя отделяется примерно по линии глубины залегания жировых и потовых желез, волосяных луковиц. Именно этот слой в основном определяет механические свойства кожи (растяжимость, прочность) у кож крупного рогатого скота.
  3. Нижний, подкожная клетчатка, мездра — рыхлый, насыщенный жиром слой. Этот слой удаляется при мездрении и строгании (выравнивания толщины шкуры со стороны бахтармы).
  • Мерея — рисунок на поверхности шкуры, образованный следами от удалённых вместе с эпидермой волосяных сумок в результате выделки шкуры.
  • Бахтарма — внутренняя поверхность кожи, образуемая после мездрения.

При выделке получают различные виды кож (а также меха), которые можно разделить на три части: сырая кожа, сыромятная кожа и дублёная кожа.

Свежая (парная) кожа гибка из-за того, что её коллагеновые волокна не склеены между собой. Жёсткой или ломкой высохшая кожа становится оттого, что эти волокна склеиваются в сплошную массу и теряют свою подвижность. Таким образом, для выделки кожи необходимо ввести в её дерму такое вещество, которое отделило бы волокна друг от друга. При дублении такими веществами служат дубители, способные создавать химические связи между волокнами, но одновременно не позволяющие им раскисать и склеиваться. При других способах обработки может использоваться какой-либо жир: он также не позволит волокнам слипаться друг с другом (сыромятная кожа).

Несмотря на различие в методах рецептах обработки для получения разных видов конечной продукции, имеются общие обязательные этапы. Первая универсальная операция — мездрение, при которой шкура лишается остатков мяса, жира и подкожной жировой клетчатки. Затем, если требуется, производят обезволашивание или золение, удаляя шерсть и эпидермис. Полученный продукт называют гольём. На этом этапе можно остановиться и получить так называемую сырую кожу или пойти дальше по пути получения сыромятной или дублёной кожи. Видов последней сейчас имеется большое количество. Соответственно и рецептов выделки также множество.

  • Алюминиевое дубление — используется при изготовлении лайки, для обработки кож хромового/таннидного дубления для повышения их наполненности. Возможно одновременное использование алюминиевых и органических дубителей.
  • Дубление соединениями железа практически не используется из-за свойств трёхвалентного железа катализировать разрушение коллагена[1].
  • Растительное (таннидное) дубление — в процессе выделки используется дубовая кора (отсюда «дубление») и другие ингредиенты, получаемые из растений, коры деревьев и подобных источников. В результате получается эластичный материал коричневого цвета. Нужного оттенка добиваются, варьируя количество и качество применяемых ингредиентов и подбирая цвет сырья. Кожа растительного дубления не является водостойкой. При воздействии влаги она изменяет цвет, а если впитает жидкость и затем высохнет, то уменьшится в размере (
    сядет
    ) и отвердеет, станет менее эластичной. В горячей воде данный вид кожи сильно садится и становится твёрдым, хрупким материалом, что ограничивает возможность его использования.
  • Титановое дубление не окрашивает бахтарму
  • Хромовое дубление — мягкость и эластичность кож хромового дубления выше, чем у таннидного дубления. Более устойчивый к действию высоких температур. Во влажных условиях быстрее намокают и медленнее высыхают. Хромовый дубитель окрашивает бахтарму в серо-зелёный цвет.
  • Циркониевое дубление — кожи циркониевого дубления имеют хорошую прочность и сопротивление к истиранию. Циркониевый дубитель не окрашивает бахтарму.

Особенности шкур различных животных и виды сырья[править | править код]

Основной источник: Иванов В. Я. Материаловедение изделий из кожи. — 2008.

[уточнить]

  • Шкура КРС (крупного рогатого скота)
    • Опоек-склизок — шкуры неродившихся или мёртворождённых телят. Используется для выработки галантерейных кож.
    • Опоек — шкуры телят возрастом до 3 мес. Опоек и опоек-склизок отличаются хорошей эластичностью и большой прочностью. Используется для выработки обувных кож.
    • Выросток — шкуры телят, перешедших на растительную пищу. Имеют перелинявший более грубый волосяной покров. Используется для выработки обувных кож.
    • Полукожник — шкуры тёлок и бычков возрастом не более полутора лет. Масса шкур в парном виде — 10—13 кг. Используются для выработки обувных и технических кож.
    • Бычок — шкуры молодых бычков. Используется для выработки обувных и технических кож.
    • Яловка — шкуры коров. Шкура нетелившейся коровы более плотная и равномерная по толщине; по качеству превосходит бычка и бычину. Шкура телившейся коровы отличается небольшим чепраком и большими по размеру тонкими полами.
    • Бычина — шкура кастрированных быков. Имеет негустой волосяной покров. Используется для выработки обувных, шорно-седельных и технических кож, сыромяти.
    • Бугай — шкура некастрированных быков. По сравнению с бычиной, имеет утолщенные полы, воротки, огузки; более сморщенная кожа. Используется для выработки технических кож и сыромяти.
  • Конские шкуры — из-за многочисленных сильно развитых потовых и сальных желез дерма более рыхлая, нежели чем у шкур КРС. Передина более подходит для изготовления мягких кож; хаз используют для изготовления жёсткой кожи.
    • Склизок — шкуры неродившихся или мёртворождённых жеребят. Почти отсутствует шерсть, грива не развита; по свойствам близка к опойку. Используется для выработки галантерейных кож.
    • Жеребок — шкуры молочных или перешедших на растительный корм жеребят. Шкура равномерна по толщине и почти не имеет дефектов, из-за чего высоко ценится. Используется для выработки галантерейных кож и кож верха обуви.
    • Выметка — шкуры конского молодняка возрастом до года. Применяется для выработки кож верха обуви.
    • Крупное конское сырьё — шкуры площадью до 400 кв. дм и толщиной 1,5—3 мм.
  • Овечьи шкуры обладают большой толщиной сосочкового слоя дермы, от 50% — у тонкорунных и до 80% — у грубошёрстных. Таким шкурам присуща невысокая прочность и хорошая пластичность. Из-за слабой связи между сетчатым и сосочковым слоем дермы может наблюдаться отставание этих слоёв. Используется для выработки шеврета и галантерейных кож.
  • Шкуры коз имеют большую толщину сетчатого слоя (до 60%), плотное сплетение коллагеновых пучков, что делает эти шкуры плотными и прочными при небольшой их толщине. Используется для выработки шевро.
  • Свиные шкуры имеют большую толщину эпидермиса; границы сосочкового и сетчатого слоя нивелируются из-за залегания щетины на всю толщину дермы. Дерма рыхлая, с большими включениями жира. Мерея образует довольно большие отверстия, что ограничивает её применение.
  • Из шкуры верблюдов получается малопрочная кожа невысокого качества, используемая для кожгалантереи.
  • Шкуры оленей — из этих шкур методом жирового дубления может изготавливаться замша.

В производстве кожи раскраиваются и имеют различные конфигурации. Это определяется размером шкуры и ассортиментом готовых кож.

  • Целая кожа.
  • Полукожа — половина шкуры, разрезанная по хребтовой линии.
  • Кулат — шкура с отрезанным воротком.
  • Вороток — часть шкуры с шейной части, обычно имеет много пороков.
  • Чепрак — наиболее ценная часть шкуры — спинная часть, не имеющая пол и воротка. Может составлять до 55 % по площади от площади всей шкуры. Может делиться на «верхний чепрак» и «нижний чепрак». Обычно используется для производства ремней, сумок и других изделий, требующих высокой плотности сырья.
  • Крупон — чепрак, вырезанный в виде прямоугольника.

Участки шкуры с наибольшим количеством дефектов:

  • Лапы.
  • Пола — часть шкуры с брюшины.
  • Пашины — участки шкуры, прилегающие к лапам с брюшной стороны.

Конская шкура подразделяется на следующие участки:

  • Хаз — задняя часть шкуры (круп и ноги).
  • Шпигель — уплотнённые участки кожи, располагаемые над сочленением таза и бедренных костей. Участок хаза.
  • Передина — шкура без хаза. Наиболее ценная часть.
  • Обувные кожи.
  • Одежно-галантерейная — для пошива одежды, головных уборов, перчаток, сумок, кошельков и прочее. Для этих целей используют шеврет, лайку, замшу, кожу КРС. По виду дубления — используют в основном кожи хромового и хромотаннидного дубления.
  • Шорно-седельные — для людского и конного снаряжения. Используется кожа КРС и свиней.
  • Технические — для механизмов (например, приводные ремни).

Более широкая классификация включает в себя такие пункты:

  • Кожи для верха обуви — для этих целей используют кожи хромового дубления КРС, конские передины и выметки, шевро с различной отделкой — нубук, велюр, спилок, лак. Для верха тяжёлой обуви используют юфть.
  • Подкладочные кожи — предназначены для деталей подкладки обуви. В основном для этих целей применяются свиные кожи.
  • Кожи для низа обуви — применяются для изготовления стелек и подошв обуви. Для этих целей используют свиные кожи и кожи КРС, а также конские хазы.
  • Перчаточные кожи — вырабатываются из овчины, козлины, свиной, собачьей и конских передин.
  • Мебельная кожа — для обивки мебели, салонов автомобилей. Используется кожа хромового дубления КРС.
  • Пергамент — высушеное недублёное гольё из шкур КРС. Характеризуется высокой твёрдостью, применяется при изготовлении музыкальных инструментов.
  • Сыромять — недублёная кожа КРС, свиней и лосей. Используется для изготовления конской упряжи и снаряжения.
  • Варёная кожа — кожа растительного дубления, для повышения прочности прошедшая через погружение в горячую воду, в кипящий воск, или подобные вещества. Исторически такая кожа использовалось как броня из-за её твёрдости и малого веса, а также использовалась для книжных переплётов.
  • Веган (растительный краст) — кожа растительного дубления, КРС или свиная толщиной от 1 до 3 мм. Предназначена специально для изготовления резных элементов, карвинга и тиснения, широко распространённых в субкультурах, среде байкеров, а также при изготовлении традиционных элементов костюма и обихода жителей запада США (ремни, сёдла, кобуры, ножны и т. п.).
  • Велюр — кожа хромового метода дубления, вырабатывается из всех видов шкур, представляет собой перевёрнутую кожу, у которой снаружи оказывается бахтарма, а внутри лицевая сторона (мерея).
Натуральная замша
  • Замша — кожа, выработанная жировым дублением из шкур оленей, лося, диких коз. Это мягкая, рыхлая, но очень прочная бархатистая кожа с густым, низким ворсом с обеих сторон.
  • Лайка — мягкая, эластичная кожа, выделываемая из шкур ягнят и козлят хромовым или хромо-жировым дублением. Поверхность мереи гладкая, без морщинок. Лайка применяется исключительно для изготовления перчаток, но в редких случаях может использоваться в других изделиях.
  • Наппа — тонкая полуанилиновая кожа, выработанная из шкур крупного рогатого скота и овчины. Может иметь толщину от 0,5 до 1,0 мм. Как правило, наппа эластична, применяется при пошиве одежды, плащей, курток, головных уборов, а также аксессуаров, сумок, клатчей. Основными производителями наппы являются Италия, Испания, Турция.
  • Напплак — кожа с нанесённым лаковым покрытием. Чаще всего это лакированная наппа.
  • Нубук — мелковорсистая кожа, в процессе выделки подвергающаяся хромовому дублению и шлифовке лицевой поверхности мелкоабразивными материалами, например, песком или мелкозернистой абразивной шкуркой. Нубук похож на замшу, однако изготавливается из других видов кожи, как правило крупного рогатого скота.
  • Оленья кожа — кожа, в процессе выделки которой используется жир, мозг животных и другие вещества. В конечном итоге получается эластичный материал, подобный замше, обычно сильно прокопчённый (см. Сыромятная кожа). Этот вид кожи обычно используется для изготовления портфелей и бумажников.
Пергаментная книга
  • Пергамент — кожа, получившая своё название от наименования греческого города Пергам. Это сыромятная кожа, выделанная из шкур ягнят, козлят, телят. Используется для изготовления музыкальных инструментов, например, барабанов, некоторых деталей машин, переплетов книг, а также женских украшений. В былые времена служила основным материалом для письма.
  • Сафьян — тонкая, мягкая кожа разных цветов, выделываемая растительным дублением обычно из козьих шкур, реже — шкур овец, телят и жеребят. Изначально (во времена Пушкина) сафьяном называли продубленную сумахом и выкрашенную в какой-нибудь из ярких цветов кожу козы. В настоящее время не производится. Сейчас же сафьяновая кожа — это специальной выделки штампованная овечья или телячья кожа, сумки и кейсы из которой стойки к появлению царапин и пятен и легко чистятся.
  • Спилок (спилок-велюр) — слой кожи, полученный в результате слоения (шерфования) хромовых и хромо-жировых кож КРС и свиных кож. Различают С. лицевой, средний и мездровый (или бахтармяный). Из тонкого лицевого С. производят фотокожу или галантерейную кожу. Лицевой С. сравнительно большой толщины и средний С. служат для получения кожи, используемой в основном для изготовления обуви. Из бахтармяного С. и спилка свиных кож изготавливают спилок-велюр для производства обуви и одежды, а также кожи хромового дубления для верха обуви, имеющие искусственную лицевую поверхность. Из толстого и плотного спилка КРС изготавливют обувные и мебельные кожи путём нанесения искусственной мереи и спилок-велюр для производства одежды. Мелкий С. и спилковую обрезь (откраиваемые тонкие края) используют для приготовления технического желатина, клея и др. продуктов растворения коллагена[2].
  • Чепрак — толстая, плотная кожа, выработанная жировым дублением из шкур крупного рогатого скота (КРС), взятых со спины животного.
  • Шагрень (англ. shagreen) — (англ. shagreen leather, фр. chagrin) — кожа с декоративной пупырчатой поверхностью. Бывает мягкая, растительного или квасцового дубления, и жёсткая, являющаяся сырой кожей. Изготовлялась из спинной части шкур лошадей, куланов и т. п. Окрашивалась чаще в зелёный цвет. Сейчас обычно производится из козьих, овечьих шкур. Разновидность шагрени — галюша (фр. galuchat [galyʃa]) — из сырых кож акулы или ската, которые имеют природную шероховатость.
  • Шеврет — плотная, эластичная кожа, выработанная из овечьих шкур хромовым дублением. По рисунку мереи она похожа на шевро.
  • Шевро — мягкая, плотная, прочная кожа, изготовленная хромовым дублением из шкур коз. На поверхности (мерее) имеет своеобразный рисунок в виде мелких морщинок.
  • Шора — плотная, толстая кожа, выработанная жировым дублением из шкур КРС, более пластична, нежели чепрак.
  • Юфть — толстая кожа, выработанная хромовым, хромсинтанновым, хромтаннидным дублением из шкур крупного рогатого скота, взятых с брюха животного. Значительно мягче и пластичней, чем чепрак или шора. Структура юфти пористая и отдушистая. Содержит большое количество жирующих материалов. «Юфть (юхта, русская кожа) — выделывается из ялового или коровьего сырья и шкур годовалых быков, за исключением сырья телячьего. После промывки и мездрения сырьё подвергается золке, промывке, топтанию и разминанию в толчеях и барабанах, разделке, стружке, отжиманию лица, бучению в киселях, заличке в слабом дубильном соке и затем дублению соковому и пересыпочному. Ю. бывает белая, красная и чёрная. Для белой Ю. отбираются лучшие кожи…» (Энциклопедический словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона).
  • ГОСТ 3123-78. Производство кожевенное. Термины и определения (с Изменением N 1). — М.: Издательство стандартов, 1995.
  • Бастов Г. А. Художественное проектирование изделий из кожи. — М.: Легкая промышленность, 1988.
  • Бекмурзаев Л. А. Технология одежды из кожи. — М.: Форум, 2004.
  • Козлова Т. В. Основы художественного проектирования изделий из кожи. — М.: Легпромбытиздат, 1987.
  • Кюльн Э. П., Кирме К. К., Реймо Х. К., Самматавет Э. Г. Технология художественных изделий из кожи. — М.: Легкая и пищевая промышленность, 1982.
  • Менделеев Д. И., Руднев В. М.,. Кожевенное производство // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Николаева Ж. Б. Справочник: Кожгалантерейная промышленность. — М.: Легпромбытиздат, 1985.
  • Осипов Д. О. К вопросу о дате разделения кожевенного и сапожного ремесел (анализ материалов раскопок в Новгороде Великом и Москве) // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. — 2011. — № 4 (46). — С. 63—76.
  • Рязанская М. И., Вигдорович Ф. Л. Маленькая домашняя энциклопедия. — М.: 1990.
  • Селифанова Л. Н. Ремонт кожгалантерейных изделий. — М.: Легкая индустрия, 1971.
  • Страхов И. П., Аронина Ю. Н., Гайдаров Л. П. Химия и технология кожи и меха. — М.: Легкая индустрия. 1970.

Натуральная кожа, этапы изготовления натуральной кожи

Сумки, кошельки, ремни и многие другие уникальные вещи шьют из натуральной кожи.

Кожей обтягивают мебель, стены домов, не которые художники используют кожу как холст, для своих картин.

Кожа. Кожа для всех мастеров это материал для работы. Каждый раз, посетив поставщика, я удивляюсь разнообразию цветов и фактур, а последнее 2 года еще и цене. Понятное дело, что все мы культурные люди, и стараемся не задавать, много вопросив поставщикам. Со 100% уверенностью знаю, что каждого посещали мысли, как интересно, вот эту бы шкурку и эту, а вон тех с десяток бы взять… а почему так дорого – то ?

Друзья нам с вами с точки зрения производителя и поставщиков продают готовый товар….

Натуральная кожа, этапы изготовления натуральной кожи, фото № 1

Производство кожи, думаю, этому процессу много тысяч лет Натуральная кожа, этапы изготовления натуральной кожи, фото № 1 Возможно, даже скорее всего, человек сначала научился именно ему, а потом уже раздобыл огонь….но история об этом умалчивает.

В данной публикации расскажу, как этот процесс проходит сегодня, на наших российских заводах.

Надеюсь, информация будет полезной как для мастеров, так и для поставщиков.

Почти половину своей продукции производство поставляет на экспорт в Италию, Португалию, Испанию, Францию и страны Азии. Я не буду показывать самый первый этап производства. На нем происходит приемка засоленных в бочках кож, их первичная сортировка и вымачивание в отмочно-зольных барабанах. 21 сырьевой филиал принимает кожи практически со всех крупных мясоперерабатывающих производств России. Это примерно 5200 тонн в месяц.

После вымачивания (отмока) лишенные волосяного покрова шкуры попадают на первый конвеер. Тут с ними особо не церемонятся и грузят устрашающего вида аппаратами.

Натуральная кожа, этапы изготовления натуральной кожи, фото № 2Я так понимаю, в этом агрегате удаляется часть воды. На выходе четверо рабочих осматривают каждую шкуру и обрезают явный брак и остатки тканей и жира.

Натуральная кожа, этапы изготовления натуральной кожи, фото № 3На первых этапах процесса самая тяжелая работа. Шкуры очень скользкие, ножи острые и вы не представляете, какой там стоит запах. За сутки обрабатывается 6000 шкур.

Натуральная кожа, этапы изготовления натуральной кожи, фото № 4Далее для кож наступает один из самых ответственных процессов. В этих барабанах происходит дубление. За время этого процесса с помощью специальных химикатов из кож выводятся все микроорганизмы, прекращаются естественные процессы. Т.е. из живого материала кожа превращается в стандартный, соответствующий строгим требованиям, полуфабрикат.

Натуральная кожа, этапы изготовления натуральной кожи, фото № 5

Кожа на этом этапе называется wet-blue и после химической обработки хромом она действительно голубого цвета. Кожу, дубленую по старым рецептам, с использованием органических дубильных веществ, так же можно отличить по цвету. Она либо белая, либо желто-коричневая.

Натуральная кожа, этапы изготовления натуральной кожи, фото № 6

Вместе с wet-blue переместимся в отделочный цех.

Натуральная кожа, этапы изготовления натуральной кожи, фото № 7

Итак, вычищенные и высушенные wet-blue попадают на стол к этим женщинам. Именно они отвечают за сортировку и отбраковку на этом этапе.

Натуральная кожа, этапы изготовления натуральной кожи, фото № 8

Далее материал проходит процесс двоения. С помощью строгальной машины шкура расслаивается на два, а то и три слоя. Получается лицевая сторона и спилок.

Натуральная кожа, этапы изготовления натуральной кожи, фото № 9

Из лицевой стороны производят самую качественную кожу, но и из спилка делают кожи подешевле. Совсем стружку используют для приготовления клеев и технического желатина.

Натуральная кожа, этапы изготовления натуральной кожи, фото № 10

Некоторые заказчики предпочитают не связываться с первичной обработкой кожи, а производить на дальнейших этапах самостоятельную обработку и покупают у завода продукцию в стадии wet-blue. Это международный стандарт, так что в таком решении ничего странного нет.

Натуральная кожа, этапы изготовления натуральной кожи, фото № 11

Далее голубая кожа попадает в красильно-жировальные барабаны.

Натуральная кожа, этапы изготовления натуральной кожи, фото № 12

Они точно такие же, что и для дубления, только процессы в них происходят другие. На этом этапе задаются самые важные свойства будущей кожи: мягкость, износостойкость, упругость, эластичность. Тут же происходит покраска. Как вы понимаете, вариантов конечного продукта великое множество. Завод производит продукцию под заказ, так что судьба каждой единицы материала предопределена заранее.

Натуральная кожа, этапы изготовления натуральной кожи, фото № 13

Подобные барабаны используются не одним поколением кожевенников. Традиционно, сделаны из дерева твердых пород.

Натуральная кожа, этапы изготовления натуральной кожи, фото № 14

Если заглянуть внутрь, в темноте можно рассмотреть отлично отполированные стенки и штыри для дополнительного перемешивания кож.

Натуральная кожа, этапы изготовления натуральной кожи, фото № 15Обработанные и окрашенные кожи называются краст. Он может быть различного цвета, с различными свойствами.

Натуральная кожа, этапы изготовления натуральной кожи, фото № 16

Процесс сушки может быть различным, но начинается чаще всего с отжима. Помните древние бочкообразные стиральные машинки с резиновыми валиками для отжима? Это увеличенная копия.

Натуральная кожа, этапы изготовления натуральной кожи, фото № 17

Кусочек гламура для разнообразия

Натуральная кожа, этапы изготовления натуральной кожи, фото № 18

Это атмосферная сушка. Красты совершают большой круг под потолком цеха, обозревают окрестности, заодно и сушатся.

Натуральная кожа, этапы изготовления натуральной кожи, фото № 19

А это другой вид сушки – рамный. На этом посту четверо рабочих принимают раму, снимают высушенные красты и натягивают новые. На замену уходит минуты три.

Натуральная кожа, этапы изготовления натуральной кожи, фото № 20Рамы ходят по кругу. За стеной находится сушилка, где и происходит сушка. Насколько я поняла, такой способ используется для сушки дорогих и мебельных кож. Кстати, тут отлично видно, что стандартный размер краста ровно половина шкуры. Мебельные кожи чаще всего целые.

Натуральная кожа, этапы изготовления натуральной кожи, фото № 21

Пункт очередного контроля качества. Хоть производство и механизировано/автоматизировано на 90%, но человеческий опыт заменить нельзя. Опытный контролер за пару секунд определяет плотность, толщину и качество кожи. Плюс лабораторный и колористический контроль выборочных экземпляров из каждой партии.

Натуральная кожа, этапы изготовления натуральной кожи, фото № 22

Переносимся в отделочный цех №2. Тут происходит конечная обработка и получение готовой продукции. Опять же, некоторые заказчики покупают краст и самостоятельно доводят его до ума, оставшийся краст подвергается финишным операциям.

Натуральная кожа, этапы изготовления натуральной кожи, фото № 23

Если на этапе получения краста вариантов множество, то тут их еще больше. Я даже примерно не представляю, сколько видов кожи можно получить на этих линиях. Во время финишной отделки задаются блеск, дополнительные цвета, тиснение, фактура и прочие спецэффекты.
Тут краст обрабатывается с помощью напыления. В длинном конвеере кусок кожи проходит несколько этапов пропитки и просушки.

Натуральная кожа, этапы изготовления натуральной кожи, фото № 24

А тут другой принцип, напоминающий ламинацию или типографию. Кожа проходит через огромный красящий и одновременно высушивающий станок.

Натуральная кожа, этапы изготовления натуральной кожи, фото № 25

После всех этих перипетий на коже практически не остается фактуры. Эта машина состоит из, грубо говоря, утюга и пресса.

Натуральная кожа, этапы изготовления натуральной кожи, фото № 26

На горячую плиту нанесен объемный рисунок, который под прессом переносится на кожу.

Натуральная кожа, этапы изготовления натуральной кожи, фото № 27

Эта кожа скорее всего пойдет на изготовление спецодежды или обуви.

Натуральная кожа, этапы изготовления натуральной кожи, фото № 28

И вот, наконец, готовая кожа попадает на склад конечной продукции.

Натуральная кожа, этапы изготовления натуральной кожи, фото № 29

Происходит завершающий контроль качества, формируются партии. Кожу нельзя складывать конвертом, поэтому она сворачивается в рулоны по нескольку штук.

Натуральная кожа, этапы изготовления натуральной кожи, фото № 30

Время прохождения всех этапов производства очень сильно зависит от сложности выделки.

Натуральная кожа, этапы изготовления натуральной кожи, фото № 31

Производство мебельной кожи идет параллельно и этапами практически повторяет уже увиденное.

Натуральная кожа, этапы изготовления натуральной кожи, фото № 32

После рамной сушки кожи поступают на кунтурирование. Двое женщин с пневмоножами очень шустро обрезают края шкуры.

Натуральная кожа, этапы изготовления натуральной кожи, фото № 33

Так же происходит финальная пропитка всякими веществами. Кожа для мебели более толстая и должна иметь очень высокие прочностные и износостойкие характеристики.

Натуральная кожа, этапы изготовления натуральной кожи, фото № 34

Ну и финальный контроль качества и сортировка.

Натуральная кожа, этапы изготовления натуральной кожи, фото № 35

Конечно же, нельзя было уйти, не посетив святая святых – лабораторию. Кстати, 500 тысяч квадратных метров это и правда много, рабочие передвигаются на велосипедах.

Натуральная кожа, этапы изготовления натуральной кожи, фото № 36

В лаборатории не только производится контроль качества продукции, но и разрабатываются новые технологии обработки, проверяются новые химические составы. Так же по эксклюзивным заказам тут изготавливаются маленькие партии кож с редкими рецептами обработки.

Натуральная кожа, этапы изготовления натуральной кожи, фото № 37

В небольшом лабораторном цеху можно воспроизвести любой этап процесса.

Натуральная кожа, этапы изготовления натуральной кожи, фото № 38

Тут тоже стоят барабаны, только в несколько раз меньше.

Натуральная кожа, этапы изготовления натуральной кожи, фото № 39

Пропитки и краски разрабатываются тут же.

Натуральная кожа, этапы изготовления натуральной кожи, фото № 40

Специально для фото был пожертвован большой кусочек кожи для подбора нового цвета. Обычно, окрашивается кусочек раза в четыре меньше. Просили об этом упомянуть.

Натуральная кожа, этапы изготовления натуральной кожи, фото № 41

Натуральная кожа, этапы изготовления натуральной кожи, фото № 42

Напоследок, заглянем в шоу-рум завода. Заказчику показывают именно его. Несколько десятков видов кож с огромным количеством вариантов тиснения, окраски и плотности. От привычной “кожаной” кожи с естественной фактурой, до чего-то кислотного, на ощупь и разрез больше всего напоминающее линолеум, от толстой ременной до тончайшей перчаточной.

С детства меня сильно интересовал вопрос о том, можно ли в трудные времена сварить из ботинок суп или закусить ремнем. Теперь могу с уверенностью сказать – можно, но бессмысленно и небезопасно для здоровья. После вымачивания в химии или известняке, дублении хромом или танином, питательные свойства кожи стремительно приближаются к нулю. Да и вообще говорить о “естественном природном материале” можно с большой натяжкой. Так что если вы соберетесь в трудный поход, запаситесь вещами из сыромятной кожи – их есть можно Натуральная кожа, этапы изготовления натуральной кожи, фото № 1

Изделия из кожи — поговорим о терминах / Вики и блоги / gSconto

Цена, качество, выбор…

В настоящее время мы очень активно покупаем товары в интернет-магазинах. Нередко покупателя манит цена на распродаже, красочные фотографии заставляют уже доставать кредитку и оплатить товар. Однако, как гласит народная мудрость: «Поспешишь — людей насмешишь»! Чтобы гарантированно получить товар именно того качества, на который рассчитывает покупатель, необходимо не просто внимательно изучать товар по фото и бегло читать описание, но и владеть некоторыми теоретическими знаниями, которые помогут избежать досадных ошибок и напрасных трат.

Сегодня речь пойдёт о кожаных изделиях, точнее о самом материале — коже. Человек использует кожу в быту с самых древнейших времён. После того или иного способа обработки, шкура животного могла использоваться либо в качестве мехового изделия, либо того или иного вида кожи. Из кожи делалась одежда, обувь, снаряжение, чехлы и некоторые детали для оружия, а так же некоторые элементы воинского доспеха.

Кожа — это прочный и долговечный материал. Обладает хорошими защитными свойствами, эластична и долговечна при должном уходе. Эстетически привлекательна, может придать вещам, как утончённый элегантный, так и надёжный суровый внешний вид. Наука кожевенного дела на протяжении веков непрерывно развивалась и совершенствовалась. Существует множество способов выделки и обработки кожи, о которых написано множество специализированной литературы. Как и любая другая область человеческой деятельности, кожевенное производство использует свою специальную терминологию, которая используется и в описании товаров в магазине.

Натуральная кожа (genuine Leather)

  • Классические кожи из шкур крупного рогатого скота:

 

Бычья кожа ( Bull leather , Steerhide ) – очень плотная, жесткая, прочная кожа толщиной от 2,5 до 5 мм. Долговечна, износостойка, практически нечувствительна к воздействию влаги. Используется для изготовления галантерейных товаров (сумок, портмоне, рюкзаков, ремней в этническом, «кантри» и «крейзи» стилях), курток, дорожной и специальной обуви (ботинок, берцев, сапог), а также декоративных и подарочных изделий (от книжных переплетов до брелков и заколок).

Пример кожаной куртки из бычьей кожи. На фото видна толщина кожи и её характерная текстура.

Буйволиная кожа ( Buffalo leather ) – наиболее плотная, жесткая и тяжелая из натуральных кож толщиной от 0,9 до 3 мм с характерной «крупнозернистой» (или «жатой») фактурой лицевой поверхности. Стойка к влаге и механическим повреждениям. Используется аналогично бычьей коже, но гораздо реже встречается и дороже стоит. Очень популярна в изготовлении курток и аксессуаров для байкеров.

Пример сумки из буйволиной кожи.

Воловья кожа ( Cowhide , neat s leather )– пластичная, упругая, прочная кожа с импозантной естественной фактурой лицевой стороны. Хорошо воспринимает различные виды выделки, обработки и окраски. Позволяет получать значительный ассортимент кожевенных материалов различных цветов и фактур, в том числе элитных и эксклюзивных. Имеет широкий спектр применения, в том числе: пошив одежды, обуви и галантерейных изделий, обтяжка мебели, обшивка и декорирования салонов автомобилей, жилых и офисных помещений, изготовление декоративных и подарочных изделий.

Cowhide из американской кожевенной компании Horween.

Пример ремня ручной работы из cowhide. Товар с японской площадки Rakuten.

Коровья кожа ow leather )— прочная кожа, меньшей толщины и жесткости, чем бычья. Имеет приятную естественную фактуру, износостойка. Используется для изготовления галантерейных товаров, верхней одежды, обуви и аксессуаров умеренного ценового диапазона.

Женская сумка из коровьей кожи. Массовое производство. Китай.

Телячья кожа ( Calfskin , calf , veal ) – тонкая, мягкая, пластичная, шелковистая на ощупь кожа, имеет естественную «дышащую» структуру, высокую прочность и износостойкость. Характеристики, использование и стоимость телячьей кожи зависят от возраста животных. Кожа телят молочного возраста (до 6 месяцев) – опоек – прекрасно драпируется и держит форму, обладает высокой упругостью и стойкостью к деформациям. Из нее изготавливают высококачественную одежду и аксессуары. Кожа телят до годовалого возраста – выросток – толще, менее упруга и служит для изготовления обуви высокого качества, сумок и других галантерейных изделий и аксессуаров. Самая жесткая и плотная кожа телят до 18-ти месячного возраста. Она используется как для изготовления качественной обуви, сумок, чемоданов и различных сувениров, так и в оформлении интерьеров.

Перчатки из итальянской Calfskin. Магазин epauletnewyork.

  • Классические кожи из шкур домашних и диких животных:

Конская (лошадиная) кожа ( Horsehide , Horse leather ) – достаточно плотная, высокопрочная кожа средней пластичности, для достижения качества требующая довольно длительной обработки. Используется для изготовления высококачественной мужской верхней одежды, головных уборов, обуви, аксессуаров, а также натуральных обивочных и подкладочных материалов.

Cовременная реплика американской лётной куртки времён Второй Мировой войны от компании Аeroleatherclothing.

Некоторые куртки из подобной кожи рекомендуется специально усаживать (примерно, как пару джинсов из raw denim) и затем разнашивать. Если кому-то интересно, вот инструкция.

Козья кожа (Goat skin /leather) – нежная и мягкая, очень тонкая и прочная, имеет неповторимый волнообразный рисунок, достаточно водостойка, хорошо сохраняет тепло, пластична и упруга. Используется для изготовления высококачественных элегантных аксессуаров и легкой верхней одежды.

Кожаная куртка из козьей кожи от американской компании Alpha Industries.

Оленья кожа ( Deerskin , Deer leather, doeskin , buckskin ) – эластична, прочна, бархатистая, хорошо сохраняет форму при частых перепадах температуры и влажности. В процессе выделки обрабатывается животными жирами, хорошо сохраняет тепло, защищает от ветра и влаги. Как правило, используется для изготовления мужской обуви, портфелей, сумок, перчаток и прочих аксессуаров, реже – для пошива верхней одежды.

К примеру, вот сумка от американской компании Yuketen, известной очень внимательным отношением к материалам и деталям.

Здесь видна характерная текстура материала.

Иногда оленья кожа с помощью специальной обработки, может быть наоборот, достаточно жёсткой. Так например, оленья кожа индейской выделки Parflech, характеризуется, как достаточно жесткая. Применяется в настоящее время для изготовления аксессуаров в этническом стиле. Термин Parflech так же используется для лосиной и буйволиной кожи подобной обработки.

Лосиная кожа (Elk Skin) – элегантная, прочная, шелковистая на ощупь кожа, по свойствам сходна с оленьей, однако имеет чуть более пористую структуру. Используется для пошива мужской верхней одежды и аксессуаров.

Вот так выглядят детали охотничьей куртки, изготовленной из лосиной кожи.

Применение лосиной кожи в мокасинах FBT культового японского производителя Visvim.

Здесь видна текстура кожи и применение мастером ручного шва.

Овчина – кожа овец (Sheepskin) – гибкая, мягкая, упругая кожа, с высокой растяжимостью. Прекрасно обрабатывается и сохраняет заданную форму. Считается одним из лучших материалов для изготовления качественной модельной одежды, головных уборов и аксессуаров.

Мужская куртка с площадки amazon.co.uk.

Свиная кожа (Pigskin) – достаточно тонкая и легкая кожа с характерной крупнопористой фактурой. Хорошо воспринимает выделку и окраску, но не отличается прочностью и водостойкостью. Используется для массового изготовления недорогих галантерейных товаров, одежды, обуви, аксессуаров, обивочных и подкладочных материалов.

Бумажник из свиной кожи. Площадка Ebay.

Чехол для перочинного ножа из свиной кожи.

  • Экзотические виды кожи:

Крокодиловая кожа (Crocodile skin / leather) – характеризуется благородной красотой, сложной, длительной и трудоемкой обработкой, прочностью, эластичностью, абсолютной стойкостью к влаге и загрязнениям, очень высокой стоимостью. По сырью, свойствам и цене разделяют на: кожу каймана ( Caiman skin / leather ) – более жесткую и менее долговечную; кожу собственно крокодила и кожу аллигатора ( Alligator skin / leather ). Обувь, одежда, галантерейные изделия и аксессуары из крокодиловой кожи изготавливаются преимущественно вручную, мастерами высочайшего класса и украшают коллекции ведущих мировых дизайнеров.

Бумажник из крокодиловой кожи.

Браслет для часов из крокодиловой кожи. Ручная работа японской мануфактуры KC’S.

Змеиная кожа ( Snakeskin , Snake leather ) – гладкая и эластичная, с фантастическими рисунками и текстурой, прочна, долговечна и отлично воспринимает различные виды выделки, обработки и окраски. Наиболее популярны кожа питона ( Pithon skin / leather ) и кобры ( Cobra skin / leather ). Змеиная кожа используется для изготовления обуви, одежды и аксессуаров, придавая даже самому маленькому предмету неповторимость и уникальность.

Кошелёк в ковбойском стиле из змеиной кожи.

Страусовая кожа ( Ostrich skin / leather ) – плотная, пластичная, достаточно прочная кожа, имеет очень эффектную фактуру лицевой поверхности. Один из популярнейших материалов в коллекциях многих известных дизайнеров. Используется для изготовления обуви, верхней одежды, предметов галантереи, элементов декора и отделки интерьеров.

Перчатки из страусовой кожи. Видна характерная текстура.

Кожа кенгуру ( Kangaroo skin / leather ) – пластичная и пружинистая, легкая и прочная, обладает высокой воздухопроницаемостью и гигроскопичностью, отлично сохраняет свойства и форму в готовых изделиях. Используется для пошива одежды, обуви, в том числе спортивной, галантереи и аксессуаров.

Туристические ботинки из кожи кенгуру американской марки LLBean.

Кожа акулы ( Shark skin / leather ) – считается самой прочной среди натуральных кож, при этом легка и эластична. В естественном состоянии покрыта очень твердыми и острыми чешуйками, удалить которые достаточно сложно. Из акульей кожи изготавливают обувь, верхнюю одежду, предметы галантереи и различные аксессуары, элементы декора и сувениры.

Бумажник из акульей кожи, ручная работа. Япония.

Кожа ската ( Stingray skin / leather ) – имеет очень привлекательную мелкозернистую фактуру лицевой поверхности, очень прочна и тяжело поддается выделке и обработке, зато водонепроницаема, устойчива к загрязнениям и не требует специального ухода. Используется для изготовления добротной верхней одежды, обуви, предметов галантереи и аксессуаров, элементов декора и даже женских украшений.

Чехол для Iphone из кожи ската.

Способы выделки, окраски и отделки кожи

Краст ( Krust ) – общее обозначение плотных кож с сохраненной естественной лицевой поверхностью, получаемых преимущественно из шкур крупного рогатого скота.

Такие кожи проходят хромовое или бесхромовое дубление и подвергаются покрывному или сквозному прокрашиванию. Для защиты от влаги лицевую поверхность краста обрабатывают натуральным воском, при этом сохраняется природная воздухопроницаемость кожи. Краст применяется для изготовления обуви, галантерейных и офисных изделий, обтяжки мебели, изготовления товаров для верховой езды (седла, упряжь) и товаров специального назначения (ножны, ягдташи, кобуры и т.д.). Изделия из траста долговечны, при длительной эксплуатации в местах сгибов и постоянного трения приобретают более темный цвет (патинирование) и эффект естественного старения.

Веган (Vegan) – краст, дубленый веществами природного (растительного) происхождения.

Для получения вегана используются как шкуры крупного рогатого скота, так и свиная кожа. Из вегана изготавливают декоративные и подарочные изделия, аксессуары и предметы обихода в этническом, «кантри» и «крейзи» стилях, элементы традиционных костюмов, товары для верховой езды (седла, упряжь) и специального назначения (ножны, ягдташи, кобуры и т.д.) ручной работы.

Гладкая кожа  – общее обозначение высококачественных и элитных кож с естественной лицевой поверхностью, получаемых из телячьей, козьей и овечьей кожи, кожи молодых коров и бычков, в редких случаях – из свиной и жеребячьей кожи.

Лицевая поверхность гладких кож не обрабатывается вообще или проходит минимальную облагораживающую обработку путем распыления воска, смолы или краски, иногда с применением легкого пылевидного тиснения. Гладкие кожи пластичны, сохраняют природную воздухопроницаемость, склонны, как и краст, к естественному патинированию в процессе эксплуатации. Используются для пошива одежды и обуви самого высокого класса, изготовления аксессуаров, галантерейных и подарочных изделий, престижной мебели, декорировании и отделки интерьеров.

Анилиновая кожа (Aniline leather ) – гладкая кожа премиум класса, с нанесенной на окрашенную поверхность тонкой непигментированной защитной оболочкой. Слабо защищена от внешних воздействий, наиболее склонна к патинированию.

Полуанилиновая и анилин-плюс кожи ( Semi aniline leather ) анилиновая кожа с дополнительным напылением пигментов и красителей. Немного жестче и ниже качеством, однако, более стойка к внешним воздействиям.

Кожа с корректированной лицевой поверхностью ( Corrected grain leather ) полуанилиновая кожа, подверженная многоступенчатой обработке до идеального выравнивания лицевой поверхности, нанесению полимерного покрытия и легкого тиснения. Жестче и ниже качеством, чем полуанилиновая кожа, но имеет надежную защиту от влаги и загрязнений.

Наппа (Nappa leather ) мягкая и эластичная полуанилиновая кожа с корректированной лицевой поверхностью толщиной от 0,5 до 1 мм, изготавливаемая из овчины и шкур крупного рогатого скота. Шкуры подвергают двойному дублению и различным видам дополнительной обработки для придания различных декоративных эффектов. Наппа используется для изготовления головных уборов, верхней и облегченной одежды, галантереи, различных аксессуаров и элементов декора.

Велюр (Velour leather) – мягкая и пластичная кожа с коротким, густым ворсом. Велюр изготавливают из плотных, небольших шкур свиней и рогатого скота, путем хромового дубления с последующей шлифовкой лицевой или изнаночной стороны шкуры. «Лицевой» велюр получают в результате шлифовки лицевой стороны шкуры (мереи), «бахтармяный» велюр – шлифовкой изнаночной стороны шкуры (бахтармы). У «бахтармяного» велюра лицевой является шлифованная сторона. Велюр не отличается прочностью и стойкостью к влаге и загрязнениям. Используется для производства верхней одежды, обуви и галантерейных изделий. Для повышения водостойкости и срока службы велюр должен подвергаться дополнительной обработке, а изделия из него — тщательному уходу.

Замша (chamois leather) – мягкая, тонкая, прочная, хорошо тянущаяся бархатистая кожа, с обеих сторон имеет густой короткий ворс без блеска. Изготавливается из кож жирового дубления, обрабатывается с обеих сторон. Имеет пористую структуру, прекрасно пропускает воду и воздух, сохраняет форму и свойства при намокании и после сушки. Замша устойчива к перепадам температуры и некоторых едких веществ, не вызывает аллергических реакций. Высококачественную замшу получают из опойка, шкурок молодых оленей, лосей, коз и овец и используют для изготовления одежды, белья, головных уборов, легкой модельной обуви, ортопедических изделий, различных аксессуаров и украшений. Из шкурок взрослых овец и оленей получают техническую и протирочную замшу, которые используются в промышленности.

Лайка ( kidskin , dogskin )тонкая эластичная кожа светлых пастельных тонов, с идеально гладкой лицевой поверхностью. Лайку выделывают как из классических видов сырья — шкурок ягнят, козлят, жеребят и собак, так и из нетрадиционных – шкурок кошек и крыс. Выделка шкурок осуществляется хромовым, хромо-жировым или алюминиевым дублением. Несмотря на мягкость и нежность лайка достаточно прочна и износостойка. В основном применяется для изготовления перчаток, декоративных изделий и украшений, гораздо реже – в изготовлении легкой обуви и галантереи. Лайка плохо переносит воздействие влаги, а после высыхания теряет форму и свойства. Изделия из лайки требуют грамотного ухода.

Нубук (nubuk) – изысканная кожа с очень мелким ворсом на лицевой стороне, имеет пористую «дышащую» структуру, достаточно высокую прочность. В отличие от замши изготавливается из более плотных шкур крупного рогатого скота, подвергается хромовому дублению и шлифовке только по лицевой стороне. В основном используется для изготовления мужской, женской и детской обуви и в качестве мебельного материала, реже – для пошива верхней одежды. Чтобы изделия из нубука служили дольше и сохраняли внешний вид, им требуется тщательный уход со специальными средствами.

Нубук-ойл (nubuk-oil) – нубук с дополнительной жировой пропиткой. Имеет характерную маслянистую поверхность и слегка винтажный вид, но практически нечувствителен к влаге и легко очищается от загрязнений. Обувь, изготовленная из нубук-ойла, более практична и долговечна.

Крейзи (Crazy leather) — изысканная кожа с элегантной матовой лицевой стороной и эффектом pull-up. В отличие от нубука, после шлифовки подвергается специальной обработке растягиванием и нанесению воскового покрытия. Такая обработка дает эффект осветления и «плавания» цвета в местах растяжения кожи. Также используется для изготовления обуви и в качестве мебельного материала.

Сафьян ( Morocco leather) – качественная кожа специальной выделки, штампованная и окрашенная в сочные яркие цвета. Производится из овечьей и телячьей кожи, обладает высокой прочностью, устойчивостью к загрязнению и механическим повреждениям, имеет нарядный богатый вид. Применяется для изготовления стильных сумок и аксессуаров, декоративных изделий и украшений.

Спилок (Split leather) – натуральный кожевенный материал, полученный механическим разделением – шерфованием — натуральной кожи на слои, обычно от 3 до 6 слоев. Расслоению подвергают хромовые и хромо-жировые кожи крупного рогатого скота и свиней. Слоением получают лицевой, средний и изнаночный (бахтармяный) спилки. Тонкие лицевые спилки используют для получения качественных галантерейных и фото- кож. Толстые лицевые и средние спилки образуют спилок-велюр, использующийся для изготовления технической обуви, спецодежды и для изготовления мебельных кож. Мелкие спилки и обрезь идут на изготовление клея и технического желатина.

Шагрень (shagreen leather) – плотная кожа с декоративной выпукло-зернистой фактурой лицевой поверхности из недубленой кожи. Изготавливалась из чепрачной части лошадей и куланов и окрашивалась в зеленый цвет. Сейчас ее делают из овечьей и козьей кожи. Используется в основном для декоративных потребительских товаров и в качестве кожи технического назначения.

Галиша (фр. galuchat) – шагрень, получаемая из шкур ската и акулы, имеющих естественную зернистую структуру. Используется для изготовления обуви, верхней одежды, предметов галантереи и различных аксессуаров, элементов декора и сувениров.

Шевро (фр. chevreau, англ . kidskin )– мягкая, легкая, плотная кожа со своеобразным волнистым рисунком на лицевой поверхности. Традиционно шевро изготавливалось из тонких шкурок молочных козлят хромового дубления и имело свойства, подобные лайке. Сейчас его выделывают из овечьих, бараньих и телячьих шкур. Шевро неэластично, водостойко и не пропускает воздух. Благодаря своим защитным свойствам является одним из лучших материалов для пошива обуви. Также из него изготавливают различные галантерейные изделия, элементы декора и сувениры.

Шеврет (Chevrette leather)— эластичная, тягучая, плотная и рыхлая кожа, полученная из молодой овчины хромовым дублением. Рисунком лицевой поверхности напоминает шевро, но гораздо менее прочен и хуже качеством. Используется для изготовления верхней одежды, обуви и галантерейных изделий. Для повышения прочности рыхлый шеврет обрабатывают полимерными и другими материалами. Более прочный сорт шеврета, лучше подходящий для пошива обуви, получают из шкурок овец грубошерстных степных пород.

Кордован ( Cordovan ) – прочная, крепкая, эластичная эксклюзивная кожа растительного дубления с блестящей гладкой лицевой поверхностью. Изготавливается из отдельных участков конской шкуры очень длительной ручной выделкой (около 6 месяцев). Кордован водостоек, долговечен, легко очищается от загрязнений, долгое время сохраняет блеск. Используется для пошива эксклюзивной мужской обуви.

Знаменитые Indy boots от американской компании Alden.

Искусственные заменители натуральной кожи

 Кожа MF ( Microfiber synthetic leather ) – искусственный заменитель натуральной кожи на основе микрофибры — тончайших синтетических микроволокон полиэстера и полиамида. Микрофибра (MF) характеризуется легкостью и высокой прочностью, она пластична и пружиниста, устойчива к воздействию света и химических веществ, позволяет формировать материалы различных структур, в том числе текстиль и трикотаж, не накапливает статическое электричество. Кожи MF обладают прекрасной водостойкостью и воздухопроницаемостью, устойчивы к истиранию, отлично сохраняют цвет и форму при длительной эксплуатации, легко очищаются и не впитывают загрязнения, практически не имеют собственного запаха и не воспринимают посторонние запахи.

Кожи MF по внешнему виду почти не отличаются от натуральной кожи. Этот эффект достигается за счет качественной имитации фактуры лицевой и оборотной стороны кожи. Кожи MF лишены врожденных и приобретенных дефектов поверхностей, свойственных натуральным кожам. При изготовлении кожи MF можно получать практически любые фактуры и расцветки и декоративные эффекты на рулонном материале различной ширины.

Кожи MF используются для изготовления повседневной и спортивной обуви, а также в качестве мебельных и автомобильных кож. Использование кож MF позволяет сохранить жизнь животным, выращиваемым ради получения натуральной кожи.

Кожа PU ( Polyurethane leather ) – высокотехнологичный многослойный продукт на основе дефектной натуральной кожи. Поврежденный лицевой слой натуральной кожи заменяется сверхтонким волокном из высококачественного полиуретана (PU) — так получается кожа PU. Кожа PU имеет сквозные поры и свойства «дышащего» и гигроскопичного материала, легка, устойчива к механическим воздействиям, хорошо переносит низкие температуры. Технология изготовления кожи PU позволяет получать лицевой слой любых цветов и текстур без ущерба для воздухопроницаемости и пластичности материала. Зачастую изделия из кожи PU выглядят привлекательнее, чем из натуральной кожи

Кожи PU используются для изготовления элегантной верхней и облегченной одежды, модельной и спортивной обуви, галантерейных изделий, украшений и элементов декора, а также в качестве мебельных и автомобильных кож.

Чехол для фотокамеры из Polyurethane leather

Кожа PVC, винилискожа ( Polyvinyl chloride, Vinyl synthetic leather )материал из монолитного или пористого поливинилхлорида (PVC), нанесенного на волокнистую основу. В качестве основы винилискожи могут быть ткань, трикотаж, различные виды нетканых материалов из натуральных или синтетических волокон. Свойства винилискожи определенного назначения — прочность, гибкость, растяжимость, пружинистость, текучесть, драпируемость – обеспечиваются применением различных материалов основы. Плотность винилискожам придает пропитка полимерными композоциями. Таким образом, варьируя основы и дополнительные способы обработки, можно получать винилискожи с любыми заранее заданными свойствами. Винилискожи водонепроницаемы, устойчивы к истиранию, отлично сохраняют цвет и форму при длительной эксплуатации, легко очищаются и не впитывают загрязнения, не имеют собственного запаха и не воспринимают посторонние запахи.

Винилискожи используются для изготовления элегантной верхней и облегченной одежды, молодежной остромодной одежды, белья, модельной и спортивной обуви, галантерейных изделий, аксессуаров, украшений и элементов декора, а также в качестве мебельных и автомобильных кож.

Экокожа (Eco leather) – материал из микропористого «дышащего» полиуретана, нанесенного на тканевую основу из натуральных или полиэфирных материалов. Уникальный материал, обладающий всеми лучшими качествами натуральной кожи и не имеющий ее недостатков. Имеет прекрасные гигиенические свойства, не требует специального ухода, прочен, легок и износостоек. Визуально не отличим от натуральной кожи. С увеличением толщины полиуретанового слоя улучшаются качество и эксплуатационные свойства, но возрастает и жесткость экокожи.

Используется для пошива одежды и белья, модельной и спортивной обуви, галантерейных изделий, аксессуаров, предметов домашнего обихода, украшений и элементов декора, а также в качестве мебельных и автомобильных кож.

  • Специальные искусственные заменители кожи:

Искусственная замша (Artificial chamois) – текстильная имитация натуральной замши, материал из хлопковых и полиэстерных волокон на клеевой основе. Для защиты от влаги и загрязнений материал покрывают тефлоновым напылением. Для придания жесткости материал ламинируют с одной стороны – подвергают высокотемпературному склеиванию с подложкой. Сохраняет форму и свойства при стирке и после сушки, устойчива к перепадам температуры, не вызывает аллергических реакций. По внешнему виду мало отличается от натурального аналога, но долговечнее и не требует особого ухода. Используется для головных уборов, легкой недорогой обуви и различных аксессуаров, отделки салонов автомобилей, а также в производстве мебели.

Искусственный нубук (Artificial nubuck leather, Synthetic nubuck leather) – имитация натурального нубука из кожи PU. По внешнему виду почти не отличается от натурального аналога, более стоек к влаге и загрязнениям, не требует особого ухода. В основном используется для изготовления обуви, галантерейных изделий и аксессуаров.

Лаковая искусственная кожа (Synthetic patent leather) – искусственная кожа с лицевой поверхностью, покрытой лаком. Производится из всех видов искусственной кожи. При высоком качестве ничем не уступает натуральным аналогам, но дешевле и менее требовательна в уходе. Лаковые искусственные кожи используют для пошива одежды, головных уборов, галантереи и аксессуаров, изготовления мужской, женской и детской модельной обуви, отделки интерьеров, а также в производстве мебели. Качество зависит от производителя и вида материала.

Стрейч-кожа (Synthetic stretch l eather) — тонкий, упругий, пружинистый материал. Производится из всех видов искусственной кожи. Чаще встречается стрейч винилискожа и экокожа. Применяется для пошива одежды, концертных костюмов и различных аксессуаров. Эффектно выглядит, не требует особого ухода. Качество зависит от производителя и вида материала.

Принт кожа (Synthetic p rinted leather) – материал с рисунком, нанесенным одним или комбинацией различных методов. Производится из всех видов искусственной кожи. При изготовлении принт кожи могут быть использованы тиснение, гравировка, нанесение различных вкраплений, покрытие лаками и множество других приемов. Искусственные принт кожи по ассортименту значительно превосходят натуральный аналог.

Перфорированная кожа (Perforated s ynthetic leather) материал с просеченными или пробитыми насквозь отверстиями по всей поверхности. Изготавливается из всех видов искусственной кожи. Используется при пошиве обуви, верхней одежды, галантерейных изделий и аксессуарах, в производстве мебели и отделке автомобилей.

 

Кожа с вышивкой ( Embroidered s ynthetic leather ) – материал с узорами, вышитыми по лицевой поверхности. Изготавливается из всех видов искусственной кожи, кроме кожи PU. В отличие от натуральных аналогов, искусственные кожи легко поддаются обработке на промышленных и бытовых швейных машинах. Ассортимент искусственных кож, расшитых сложными узорами, кружевом и лентами очень велик. Искусственные кожи с вышивкой очень широко используются в пошиве одежды, головных уборов, аксессуаров, декорировании интерьеров и изготовлении мебели.

Примеры описания товаров из кожи в магазинах

Теперь от теории попробуем перейти к практике. Мы постараемся рассмотреть различные товары в магазинах и попытаемся применить полученные знания.

К примеру, посмотрим на описание этих ботинок в популярном магазине LLbean.

В описании явно указывается использование кожи бизона без разного рода уловок.

Приблизив фото мы можем рассмотреть текстуру кожи.

Смотрим куртку-пилот от Alpha Industries. В описании так же явно указано использование именно натуральной sheepskin.

Ботинки Dr.martens 1461. В описании явно указывается о синтетическом происхождении материалов. При этом врядли эти ботинки имеют плохое качество.

Иногда в магазинах информация о материалах не даётся явно. Могут быть использованы такие термины, как «Premium leather». При этом подразумеваться под этим термином может всё что угодно. От любого вида натуральной кожи до обычного кожзаменителя с какой-нибудь обработкой. Как правило магазины-стоки с уценённым товаром не очень щепитильны в этих вопросах. К примеру, вот женские ботинки из магазина 6pm. В описании нет ни слова о самой коже, просто указано «Premium».

Поэтому в подобных магазинах целесообразно делать покупки, когда человек уже знает товар, который он покупает и имеет о нём представление.

Заключение

Я надеюсь, что данный материал был интересен и полезен для читателей ресурса.

Теперь, читая описание того или иного товара, покупатель будет более пристально интересоваться материалом и меньше обращать на маркетинговые уловки неокоторых магазинов.

Пополнив свой багаж «потребительских» знаний вышеприведённой информацией, человек сможет гораздо лучше разбираться в покупаемом товаре, обладая большей эрудицией, он сможет со спокойной душой пройти мимо чего-то, а чем-то вполне обоснованно заинтересоваться. Возможно кто-то гораздо более осознанно будет подходить к покупкам, не скупая вещи посредственного качества, только из-за цены на распродажах. Зная о свойствах и особенностях того или иного вида кожи, человек сможет выбрать товар, который будет наиболее полно соотвествовать требованиям покупателя. В конце-концов «вредных» знаний не бывает:)

Шокирующие изделия из человеческой кожи (7 фото) » Триникси

Сегодня мы познакомим вас с изделиями из человеческой кожи, которые в разное время производились в разных странах мира.

Книги в кожаном переплете

1
Шокирующие изделия из человеческой кожи

Наиболее известными рукотворными изделиями из человеческой кожи являются книги. В основном из антроподермического материала шили только книжную обложку и переплет, но достоянием исторической науки стали факты существования книг, в которых даже текст писался на «человеческих» страницах. Древнейшим таким изделием называют Библию III века и «творчество» туземцев-аборигенов Австралии и Африки.

Наибольшей популярностью книги из человеческой кожи ожидаемо пользовались во Франции в 18-19 веке. Изготавливали такие книги из кожи бродяг или преступников, которых казнили. Само собой, это были очень дорогие изделия, которые и по сей день хранятся в частных собраниях или музеях. Говорят, что книги из человеческой кожи были обнаружены в Гарварде.

Барабан из человеческой кожи. Ян Жижка

2
Шокирующие изделия из человеческой кожи

Считается, что музыкальные инструменты из кожи человека могли изготавливать только в глубокой древности, но известна легенда, по которой национальный чешский герой Ян Жижка из Троцнова и прославленный полководец XV века, командовавший протестантским восстанием против католической церкви, завещал сделать боевой барабан из своей кожи после смерти.

Аксессуары из человеческой кожи

3
Шокирующие изделия из человеческой кожи

Французы пошли дальше, чем просто создавать книги из человеческой кожи, здесь стали шить кошельки, ремни, портсигары и даже перчатки, которые задавали тон моде в Европе в 18-19 веке. Недалеко от столицы Франции был построен завод по изготовлению аксессуаров. Известно, что портсигар из кожи знаменитого преступника Анри Пранзини спустя время был продан на аукционе за большие деньги.

Абажуры из кожи

4
Шокирующие изделия из человеческой кожи

Жена коменданта Бухенвальдского концлагеря Ильза Кох была известна не только своей жестокостью и нечеловеческим обращением с узниками, но и тем, что ей нравились абажуры из кожи татуированных мужчин.

Современные изделия из человеческой кожи

5
Шокирующие изделия из человеческой кожи

К сожалению, спрос на предметы, изготовленные из человеческой кожи, сохраняется и по сей день. К примеру, французский дизайнер Olivier Goulet создал коллекцию из полимерного полотна SkinBag, которое в точности воссоздает даже дефекты кожи, например, прыщи, шрамы и мозоли. Но речь, к счастью, идет об имитации натурального материала, благо, высокие технологии позволяют с успехом заменить натуральную кожу. Дизайнер по желанию клиента наносит приглянувшуюся татуировку на изделие из «человеческой» кожи.

Обувь из кожи человека

6
Шокирующие изделия из человеческой кожи

Французы шили из человеческой кожи и обувь. Считалось, что обувь из кожи человека значительно прочнее, чем из кожи животных. Из источников известно, что каждый уважающий себя француз тех времен имел в своем гардеробе ботинки или сапоги из человеческой кожи. Мода на изделия из человеческой кожи распространилась и на Америку.

Штаны колдуна. Исландия

7
Шокирующие изделия из человеческой кожи

В исландском музее магии и колдовства до сих пор хранятся штаны колдуна, жившего в средние века на Исландских островах. Считалось, что колдуны использовали этот предмет из человеческой кожи для привлечения большого состояния. Не будем подробно останавливаться на процедуре создания «волшебных» штанов, но доподлинно известно, что кожу для их изготовления снимали с нижней части тела, и носить их колдуны обязаны были до самой своей смерти.

Как изготавливают натуральную кожу. Кожевенное производство в Марракеше

Производство кожи в Марокко происходит в адских условиях: под лучами палящего солнца рабочие вручную обрабатывают кожу, стоя по колено в воде с известью и добавлением собачьего\птичьего помета. В отличии от заводской обработки здесь используются исключительно натуральные красители. Ни один туроператор не предложит вам подобных экскурсий, поэтому идут смотреть эти производства обычно самостоятельно и как правило для этого все едут в Фес. Но мы решили отыскать производство в Марракеше.

Кожевенное производство в Маракеше

Все производство идет вручную и под палящим солнцем, при этом здесь стоит такая адская вонь (почему — узнаете позже). Сначала мы долго бродили по узким улицам медины (старая часть города) в поисках этих самых фабрик. В итоге нашли мужика, который предложил показать нам производство. Он даже назвал себя хозяином этой фабрики (но похоже просто слукавил).

#03. По дороге нам попадаются повозки, на которых везут на фабрику шкуры (обычно это коровья, овечья или козлиная):
Кожевенное производство в Маракеше

#04. Поступившая шкура проходит этап сортировки:
Кожевенное производство в Маракеше

#05. Далее шкура проходит первичную обработку – ее замачивают в ванных с раствором извести и воды, а чтобы кожа была мягкая сюда добавляют собачий, куриный или голубиный помет. Именно поэтому здесь стоит адский запах (ну и шкура естественно сама тоже добавляет аромата)
Кожевенное производство в Маракеше

#06. По дороге на фабрику мы купили небольшой пучок мяты, чтобы здесь не задохнуться. А вот рабочим похоже этот запах совершенно не страшен:
Кожевенное производство в Маракеше

#07. Вот так выглядит один из цехов кожевенной фабрики в Марракеше:
Кожевенное производство в Маракеше

#08. В этом растворе кожа отмачивается от нескольких дней до нескольких недель. По необходимости может замачиваться несколько раз:
Кожевенное производство в Маракеше

#09. На фабрике не используются никаких химические вещества, все натуральное
Кожевенное производство в Маракеше

#10. После замачивания кожа отправляется к подмастерью, здесь ее вручную очищают от остатков шерсти:
Кожевенное производство в Маракеше

#11. И затем кожа отмачивается в чистой воде (могут добавить лайма) и сушат:
Кожевенное производство в Маракеше

#12.
Кожевенное производство в Маракеше

#13.
Кожевенное производство в Маракеше

#14.
Кожевенное производство в Маракеше

#15. Кожевенное производство в Марракеше
Кожевенное производство в Маракеше

#16. Здесь же рядом находятся мастерские, в которых шьют сумки, тапки и прочие вещи и здесь же продают их
Кожевенное производство в Маракеше

#17. На следующем этапе кожа красится в нужный цвет. Для этого кожу опять помещают в ванну с нужным красителем и держат там несколько недель. Чтобы цвет был равномерным ее периодически разминают:
Кожевенное производство в Маракеше

#18.Опять же никаких химических красителей, все исключительно натуральные. Например, чтобы получить желтый цвет используют шафран, а для красного — паприку.
Эта фотография с другой фабрики, это натуральные красители для покраски тканей:
Кожевенное производство в Маракеше

#19. Кожевенное производство в Марракеше
Кожевенное производство в Маракеше

#20. После просмотра первого цеха, нас завели в магазин и пытались что-нибудь продать. Мы сразу стали говорить, что это не интересно. Но тогда продавец сказал, что нас не пустит дальше. В итоге мы все же уговорили его, и мы посмотрели и сделали фото, которые были выше. А это еще один общий план:
Кожевенное производство в Маракеше

#21. Запах жесть! Алена готова убежать 🙂
Кожевенное производство в Маракеше

#22. Ну и готовая кожа отправляется в мастерские, где из нее сошьют сумку или пуфик или бабуши (марокканские тапки)
Кожевенное производство в Маракеше

#23. Парень хочет денег за фото 🙂
Кожевенное производство в Маракеше

#24. А вот и готовая продукция, марокканские бабуши:
Мароккнские бабуши

Работа целый день по жарким солнцем, стоя в растворе с пометом и прочими смесями, естественно не добавляют здоровья. Но местным жителям нужно как-то зарабатывать, поэтому вынуждены все это терпеть.

P.S.
Как-то так сегодня. Что скажете про пост?

Оригинал взят у z_alexey в Марокко: Как изготавливают натуральную кожу. Кожевенное производство в Марракеше

Когда не-кожа лучше кожи, или Почему «кожаные» салоны дорогих машин — из дерматина

Обсуждение этой темы вызвало бурную дискуссию среди кожевников. И мне бы, как человеку, работающему с натуральной кожей, отстаивать интересы ремесленников. Однако…

Почему салоны дорогих машин делают не из кожи? — Потому что кожа не всегда пригодна для салонов машин.
— Тонкая кожа склонна растягиваться.
— При растяжении склонна трескаться.
— Кроме того, при постоянном «ерзании» по сиденью рано или поздно краситель и аппрет сходят, и кожа выглядит, как потрепанный диван. Особенно светлая.

Наиболее подвержена износу левая боковина водительского кресла — спинки и сиденья. Те места, которых касается водитель, садясь в авто. Трещины на них водителям нередко предлагают заделать «жидкой кожей». По сути — это полимер (пластик), близкий по свойствам к верхнему слою некоторых дерматинов.

Когда не-кожа лучше кожи, или Почему «кожаные» салоны дорогих машин — из дерматина, фото № 1

Владельцы «Ниссанов Максима», не говоря уж о «Лексусах» и «Мерседесах», отлично помнят трещины, рано или поздно образовавшихся на сиденьях. Обычно (речь о «Ниссанах») первые появлялись на восьмидесятых тысячах пробега. При этом остальные части салона из кожзама были близки к идеалу.

Чего нельзя было сказать о машинах с салонами из натуральной кожи. Обычно — выходцах из США. Там дела обстояли еще хуже: боковины кресел светлых салонов были буквально облезлыми, а сама кожа — растянувшейся, обвисшей.

Чуть углубившись в тему, я выяснил, что качественный автомобильный кожзам меньше боится царапин, почти не растягивается, не трескается, не впитывает влагу, но при этом… и стоит на 20% дороже кожи.

Раньше так называемую искусственную кожу, иначе дерматин или гранитоль, делали из ткани, обработанной суррогатами каучука. Теперь вместо них используют полимеры (поливинилхлорид, полиуретан, полиацетат) с добавлением эластана.

Названия «винилкожа», «стретч-кожа», «криза», «экокожа», «искусственная кожа» не должны вводить вас в заблуждение.
Все это производные дерматина.
Пожалуй, единственный материал, наиболее близкий к коже по свойствам — рециклированная кожа.
Поставляется не в шкурах, а как ткань — в рулонах.
Сделана из измельченных в порошок и склеенных латексом обрезков кожи.
Многие современные «кожаные» кроссовки и туфли делают из такой.
Возвращаясь к машинам и кожзаму, скажу — не все выбирают подчеркнуто качественный дерматин.
Так производители авточехлов из «экокожи» — а это обычный кожзам, ткань с покрытием — используют сырье 5-го класса. По словам продавцов, срок службы комплекта — 3 года. По их расчетам, именно столько находится машина в руках одного хозяина. А раз так — зачем вкладываться?
Безусловно, кожа — превосходный материал, когда речь идет о прочности, эластичности, морозостойкости, экологичности, удержании тепла, потрясающем внешнем виде.

Когда не-кожа лучше кожи, или Почему «кожаные» салоны дорогих машин — из дерматина, фото № 2

Но только ли эти качества востребованы теперь? Нет. Кожа — прекрасный, но не-незаменимый материал.

А что вы думаете? Пишем ниже в комментариях.

Когда не-кожа лучше кожи, или Почему «кожаные» салоны дорогих машин — из дерматина, фото № 3

Часть 2: когда кожа все-таки лучше>>

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *