Чем заменить олифу по дереву – Какая олифа для дерева лучше – разбираем виды олифы и отвечаем на 5 вопросов по использованию

Содержание

Чем заменить олифу в домашних условиях, аналог

Чем заменить олифуОписание
Олифой из льняного маслаОлифа на льняном масле полноценно заменяет требуемый продукт. В процессе потребуется:
  • емкость из металла;
  • масло льна;
  • канифоль;
  • перекись марганца.

При работе важно защитить руки и органы дыхания, используя маску, респиратор.

Важно помнить, что состав легко воспламеняется, емкость можно заполнять смесью только на 3/6 от общего объема тары.

Олифой из подсолнечного маслаСостав на основе растительного масла – бюджетная замена олифе на льняном масле.

Продукт защищает дерево, но его цвет будет немного светлее, чем у обычной олифы – это нужно учесть.

Олифа на подсолнечном масле готовится холодным и горячим способом.

Масляную основу во всех случаях подвергают температурной обработке.

Следует:

  • залить масло в металлическую емкость, заполнив ее на 3/5, нагреть на небольшом огне;
  • по достижению температуры 110-120 градусов, из масла начнет выделяться пена, влага испаряется;
  • греть масло при температуре 170 градусов нужно от 3 до 5 часов;
  • после испарения воды добавьте температуру до 280 градусов, начнут появляться темные хлопья.

После завершения процесса профильтруйте масло и полностью остудите продукт, используя затем в качестве основы для олифы.

Средством домашнего приготовления для пропитки и защиты дереваВ домашних условиях можно приготовить состав для защиты древесины от влаги. Он готовится на основе:
  • 100 частей казеина;
  • 10-15 частей мыльного раствора;
  • 20-50 частей гашеной извести.

Необходимо смешать составляющие, добавить 25-25 частей скипидара, перемешать, добавить воды, получая густую, однородную консистенцию.

Олифа широко используется в строительстве для природной защиты древесины от влаги, паразитов. Такая обработка используется для внутренних и внешних работ. После нанесение олифы дерево можно окрашивать масляными красками.

Если этого продукта не оказалось под рукой или его цена не устраивает, следует знать, чем можно заменить олифу.

Льняная домашняя олифа

Когда все составляющие подготовлены, налейте масло в емкость, прогрейте на медленном огне, начнет выделяться вода, затем она испарится. Сделайте температуру 160 градусов. Протомите льняное масло на огне 4 часа.

После образования пены добавьте сиккатив – на 1 л масла 30-40 г. Соединяйте компоненты медленно, в процессе появляется пена. Проварите все пару минут, снимите с огня, охладите, затем используйте для отделочных работ.

Для приготовления сиккатива:

  • смешайте канифоль и перекись марганцовки в пропорции 100 к 5;
  • 100 частей канифоли растопите при температуре 150 градусов;
  • медленно вводите перекись марганца, состав будет пениться, наливайте новую порцию, как только реакция затихнет;
  • когда состав перестанет пениться, доведите температуру до 200 градусов, проварите 3 часа.

Капните составов на поверхность – если капля прозрачная, сиккатив готов.

Олифа из растительного масла

Холодный способ приготовления олифы из подсолнечного масла.

  1. Нагрейте масляную основу до 120-150 градусов, мешайте.
  2. Добавьте сиккатив в пропорции 5-8% от объема мала. Предварительно лучше смешать отдельно сиккатив с маслом и затем медленно добавить в основную массу.
  3. Состав будет пениться, как только реакция прекратиться, выключите огонь, остудите олифу при комнатной температуре.

Домашнее средство для обработки дерева

Состав на основе казеина, гашеной извести и мыльного раствора может давать небольшой осадок. Чтобы он получился чистым, был готов к использованию, добавьте немного нашатырного спирта, все тщательно перемешайте.

Домашний раствор привлекает многих доступной ценой, она гораздо меньше стоимости готовой олифы, но прекрасно защищает древесину. Этот состав быстро сохнет. Его можно смешивать с масляной краской, обрабатывать им металлические изделия.

Варианты, чем можно заменить олифу есть, они разняться по способу приготовления, количеству затраченного времени. Такие составы дешевле готовой олифы, но не уступают ей по характеристикам.

Автор: Редакция сайта

Чем можно заменить олифу — Портал о стройке

Нужно обработать деревянный балконные рамы перед покраской. Раньше всегда для этих целей использовал олифу. Есть ли какая альтернатива олифе? И если выбирать олифу, то какую лучше: натуральную или нет?


Олифа есть несколько видов: алкидная, натуральная, полунатуральная, синтетическая, комбинированная. Натуральная олифа лучше, но ее нужно правильно выбрать, потому что готовится на основе льняного, конопляного, подсолнечного масла.

Лучше свой выбор сделать на льняном и конопляном, их применяют для наружных и для внутренних работ, ею грунтуют и деревянные рамы окон. При покупке обратите внимание при какой температуре и сколько времени сохнет. Если температура воздуха в пределах +20 градусов, то сохнет сутки, 24 часа.

Подсолнечная олифа не годится для наружных работ, долго сохнет, по прочности и водостойкости уступает двум вышеуказанным.

Альтернатива? Грунтовка с лессирующим покрытием.


Натуральная олифа дороже не натуральной. И обычно ее не используют для наружных работ.
Если брать не натуральную олифу, то лучше оксоль.
Дешевая композиционная олифа может доставить не мало хлопот. Лучше ее избегать.


По качеству, натуральная олифа лучше.


Время идет быстро, и сейчас уже есть более практичные методы, способы и материалы. Ваш балкон вообще можно не красить, а обработать специальным составом Пинотекс. Этот состав имеет множество оттенков и цветов, глубоко пропитывает поверхность, сохраняет текстуру натурального дерева, а главное не боится природных осадков. Да, я раньше тоже всегда пользовался натуральной олифой или морилкой, но последнее время пользуюсь только Пинотексом, и Вам рекомендую.

Чем можно заменить олифу


Олифу лучше всего выбирать натуральную, так как другие сильно (и самое главное долго) издают резкий и довольно таки неприятный запах. Но такую олифу сейчас найти довольно таки тяжело, наверное разучились делать или стала не выгодна. Поэтому можно для этой цели найти пропитку, коих сейчас огромное количество на рынке стройматериалов.


В принципе, натуральная олифа — это вываренное масло. Для того, чтобы избавить ее от воды. А дальше к ней добавляют растворители типа вайт-спирита. И сиккативы для затвердевания. Сиккативы стоят от 4 до 15 долларов за кг. И надо разобрать тему, которые из них высыхают быстрее.


Олифа — это уже прошлый век, сейчас используются более надёжные и быстросохнущие антисептики, один из таких можно выделить Пинотекс, он доступен по цене и по качеству достаточно нормальный, хорошо и надолго защищает древесину!


Сегодня существует множество новых пропиток, которые намного эффективнее олифы.


Еще вопросы по вашей теме:

Оставить комментарий

2006 — 2017 © пользовательское соглашение :: связь с администрацией сайта [email protected]



Source: remotn.ru

Читайте также

Как сделать олифу из подсолнечного масла

как сделать олифу

В настоящее время при обустройстве сооружений применяются различные варианты отделочного материала. В основном здесь предусмотрено предназначение для продления ресурса службы конструктивных элементов. Для обработки деревянной поверхности часто применяется такой распространенный вариант обработки, как олифа. Известный и востребованный состав, который существенно продлевает ресурс службы деревянных сооружений, однако немногим известно, что это вещество можно приготовить (сварить) самостоятельно из растительного масла. В данном случае предстоит рассмотреть, как сделать олифу самостоятельно из подсолнечного масла.

Приготовление олифы из подсолнечного масла в домашних условиях

Немногим известно, что олифа может быть приготовлена своими руками, при этом в процессе изготовления не потребуется прибегать к сложным технологиям. Для того чтобы в домашних условиях из масла сделать олифу потребуется проделать следующий ряд последовательных действий:

  1. Предварительно потребуется подготовить все ингредиенты для изготовления, а кроме того вспомогательный инструмент.
  2. Далее предстоит выбрать соответствующий вариант приготовления этого вещества для обработки древесины.
  3. Следующим этапом осуществляется смешивание компонентов, и последующая варка вещества в соответствующих условиях в течение конкретного времени.
  4. В конце предстоит только остудить этот состав, после чего тщательно перемешать и использовать для нанесения на поверхность.

Сам по себе процесс варения старой олифы, либо свежего состава из соответствующих компонентов не представляет особой трудности, здесь главное соблюдать технологию, а кроме того придерживаться конкретного рецепта по выполнению.

Важно. Процедура варки этого вещества подразумевает выделение сильного и неприятного запаха, из-за чего потребуется открыть окно, если процесс происходит внутри помещения, в ином случае можно получить отравление.

Приготовление олифы из подсолнечного масла

Преимущества и недостатки

На практике самостоятельное изготовление данного компонента обладает целым рядом достоинств, однако также имеются и некоторые минусы. Рассмотрим более детально основные преимущества процесса:

  • здесь получиться существенно, сэкономить, так как качественный материал имеет достаточную стоимость;
  • при необходимости удастся израсходовать все старое масло, которое присутствует и непригодно для пищевого применения;
  • можно самостоятельно приготовить качественный состав, который по характеристикам не уступит покупным вариантам;
  • присутствует возможность дополнить вспомогательными свойствами приготовленный состав при специальной обработке.

Несмотря на некоторые преимущества, нельзя сказать, что такой процесс считается приемлемым, так как присутствует ряд недостатков. При приготовлении выделяется едкий неприятный запах. Необходимо выдерживать определенную технологию, иначе ничего положительного не выйдет. Требуется соответствующее снаряжение для проведения работы.

Важно. Наличие плюсов и минусов каждый оценивает для себя самостоятельно, однако следует добавить, что в крупных масштабах подобное не целесообразно из-за материальных и временных затрат.

Способы приготовления олифы своими руками

Для того чтобы изготовить данное вещество присутствует технология холодной варки и горячего приготовления. В каждом отдельном случае процесс имеет схожие моменты, а кроме того конкретные отличия. Рассмотрим более детально предусмотренные технологии приготовления:

  1. Горячая варка. Предварительно растирается сиккатив с масляной основой (обезвоженной) в одинаковых пропорциях. Смесь разогревается до 170 градусов. Добавляется смешанный сиккатив (2% от объема). Если пена не выделилась, следует увеличить температуру до 280 градусов. Следует варить в течение 4 часов, после чего дать веществу остыть и загустеть.
  2. Холодная варка. Требуется смешать сиккатив с масляной основой. Профильтрованная основа разогревается до 120-150 градусов. Помешивается смесь и добавляется сиккатив. При усилении пеноотделения, требуется ускорить перемешивание. При окончании выделения вещество будет готово и ему предстоит остыть.

На практике можно использовать любой вариант приготовления, однако следует понимать, что горячая варка не всегда возможна из-за присутствующего технического оснащения или ограничения.

Способы приготовления

Советы и рекомендации по изготовлению

Для того чтобы изготовить качественный раствор, потребуется принимать во внимание следующие советы специалистов:

  • необходимо придерживаться минимального выделения пены;
  • обязательно требуется проверять состав на густоту;
  • в процессе варки лучше использовать респиратор;
  • при варке не следует остужать вещество;
  • помешивать состав необходимо для предотвращения чрезмерного загустения.

Принимая во внимание эти советы, присутствует возможность приготовить качественный состав, который замечательно подойдет для обработки деревянных сооружений.

Важно. Для приготовления потребуется выбрать емкость, которую впоследствии не потребуется применять для изготовления пищи.

Варка старой олифы

Для того чтобы вернуть веществу необходимую вязкость и свойства, рекомендуется подвергать термической обработке старый вариант состава. Специально для этого предусматривается подготовка емкости с последующим влитием раствора. Далее предстоит добавить небольшое количество сиккатива, при этом регулярно перемешивать олифу, чтобы она не получилась чрезмерно густой. В процессе приготовления поддерживается температура в районе 150-170 градусов. Вся процедура длиться до 2 часов, при этом следует постоянно помешивать состав. В конце предстоит дать ингредиенту остыть перед непосредственным применением.

Какая олифа для дерева лучше – разбираем виды олифы и отвечаем на 5 вопросов по использованию

Частичная или полная пропитка дерева олифой известна еще со времен египетских пирамид, тем не менее, обработка дерева олифой актуальна и по сей день. Далее мы подробно разберем, какие бывают олифы и для каких целей используются те или иные виды, плюс вы узнаете рецепты смесей на основе олифы и получите ответы на 5 часто встречающихся вопросов по этой теме.

Покрытие дерева олифой считается одним из эффективных и многократно проверенных способов защиты массива

Что такое олифа

Олифой называют пленкообразующее вещество на основе натурального, полунатурального или синтетического масла. Цветовая гамма составов колеблется от золотисто-желтого, до темно-коричневого. В зависимости от вида, олифы имеют разный уровень прозрачности.

Важно! Если олифа темная и абсолютно не прозрачная – это говорит о крайне низком качестве или вам предлагают грубую подделку.

В той или иной мере олифа используется во всех видах отделочных работ. Ее могут применять в качестве грунта для дерева, бетона и металла. На основе олифы делаются густотертые и масляные краски. Ее добавляют в шпаклевки и замазки. При декоративных работах по дереву олифа может выступать в качестве пропитки.

Применение олифы для дерева для наружных работ и для внутренних работ обеспечивает защиту от влаги

Разновидности олиф

Еще сотню лет назад олифы делились только по виду натурального масла, из которого они сделаны, сейчас это направление занимает не более 30 – 40 % от общего рынка, а преобладают на рынке полусинтетические и синтетические составы. Вообще олифы делятся на 4 вида:

  • Натуральные составы;
  • Полунатуральные составы;
  • Комбинированные составы;
  • Синтетические составы.

Каждый состав разрабатывался для своих, порой узконаправленных целей, поэтому говорить о хорошей или плохой олифе не корректно

Натуральные составы

В основном олифу делают из 3 видов масла – это льняное, конопляное и подсолнечное. Другие виды натуральных масел используются крайне редко, зачастую из них делаются специальные составы, под узконаправленные цели. Все натуральные олифы ориентируются на единый ГОСТ 7931-76.

Важно! Помимо обезвоженного натурального масла во все виды олифы добавляется так называемый сиккатив, он исполняет роль отвердителя и в общем составе занимает не более 3 – 4 %.

ФотоХарактеристики
Льняная олифа.

Составы на основе натурального льняного масла считаются наиболее качественными. Здесь нет ничего лишнего, только кипяченое масло и небольшой процент сиккатива.

·         Используется в качестве грунта при отделке ответственных участков или обработке дорогой древесины;

·         Из льняной олифы делаются светлые краски, шпаклевки и замазки;

·         Цена на нее высокая, поэтому такая олифа для наружных работ по дереву не используется – это попросту нецелесообразно.
Конопляная олифа. Составы на основе конопляного масла также отличаются высоким качеством, по сути, единственный недостаток конопляной олифы заключается в ее темном цвете, соответственно делать из нее можно только темные краски, замазки и грунты.
Олифа из подсолнечного масла. Олифа из подсолнечника дешевле, чем льняная и конопляная, плюс она обладает высокой эластичностью. Но сохнут эти составы в полтора раза дольше, а главное, прочность и водостойкость у такой олифы ниже, чем у других натуральных собратьев.

 

Если брать цветность, то самой светлой и прозрачной будет подсолнечная олифа, за ней идет льняная, она значительно темней. Замыкает рейтинг конопляная олифа, она самая темная.

Полунатуральные составы, оксоли

Полунатуральные олифы именуют оксолями, делаются они согласно ГОСТ 190-78. По правилам 55 % занимает натуральное масло, 40 % идет на растворитель (уайт-спирит или нефрас) и 5 % сиккатив.

Оксоли считаются универсальными составами и могут использоваться как для обработки древесины, так и для нанесения на бетон или металл

Существуют 2 вида оксолей, маркируются они как «В» и «ПВ». Олифа с маркировкой «В» делается на натуральном масле с добавлением растворителя и сиккатива, а в составах с маркировкой «ПВ» еще присутствуют нефтехимические добавки, усиливающие те или иные характеристики.

Использовать оксоли для обработки влажных помещений, к примеру, бань, не рекомендуется, зато они отлично подходят для защиты древесины, ДВП и ДСП в сухих помещениях, плюс оксоли сохнут быстрее, чем натуральные составы. Механическая прочность здесь средняя, поэтому обрабатывать полы оксолями не желательно.

Оксоли стоят на порядок дешевле натуральных видов олифы

Комбинированные составы

Комбинированные олифы регламентируются по ГОСТ 19007. От оксолей они отличаются меньшим процентом растворителя в составе, зачастую этот показатель не превышает 30 %. В комбинированные олифы идет больше модификаторов и меньше токсичных добавок.

Важно! Комбинированные составы маркируются литерой «К» и числовым коэффициентом от 1, до 12. Так вот, олифы с четными коэффициентами предназначаются для внутренних работ, а с нечетными, для наружных.

Комбинированные виды олифы больше ориентированы на приготовление красок и прочих составов

Синтетические составы

Как видно из названия, синтетические составы делаются на основе искусственных материалов. Для их изготовления используется нефть и каменный уголь. Плюс синтетические олифы идут как побочный продукт при производстве искусственных видов каучука.

Отличительной чертой этих составов является темный цвет и резкий химический запах. Зачастую такая олифа применяется для изготовления замазок при фасадных работах. Внутри помещений синтетику использовать нельзя, во-первых, запах практически не выветривается, а во-вторых, есть угроза отравления для людей.

Составы на полимерной основе крайне не желательно использовать для работы во внутренних помещениях

Единственным относительно качественным полимерным составом считается алкидная олифа, в нее может добавляться до 30 % натуральных масел. Но и эти олифы не желательно использовать для внутренних работ.

Важно! Расход олифы на 1м2 по дереву примерно равен расходу масляной краски. По инструкции до 130 гр, но это усредненный показатель, так при обработке сухой и чистой древесины уходит до 250 гр, а после нанесения 2 слоя, расход сокращается до 100 гр.

Советы по выбору и ответы на 5 распространенных вопросов

  • При выборе обратите внимание на этикетку, натуральные и полунатуральные составы классифицируются по ГОСТу, а синтетика производится по ТУ (технические условия). Плюс олифа должна иметь гигиенический сертификат;
  • О качестве говорит однородность состава, на дне не должно быть осадка;
  • Как уже упоминалось, олифа может быть разного цвета, но состав должен быть относительно прозрачным.
ВопросОтвет
Вопрос № 1 Сколько сохнет олифа на дереве?Зависит от вида состава. Полунатуральные и комбинированные составы сохнут 8 -12 часов. Натуральные до 24 часов, а время сушки олифы из подсолнечника может затянуться до 36 часов.
Вопрос № 2

Нужно ли олифить дерево перед покраской?

 
Зависит от того, какая краска будет наноситься.

·         Под масляные краски обработка олифой считается обязательной процедурой;

·         Под алкидные составы нанесение олифы желательно;

·         При работе с другими составами нужно смотреть характеристики и инструкцию, потому как не каждая краска по олифе по дереву ляжет, к примеру, у нитроэмалей есть вероятность отслоения.
Вопрос № 3 Чем смыть олифу с дерева?Если вы знаете, что перед окрашиванием дерево пропитывалось олифой, то перед тем как удалить олифу с дерева нужно снять саму краску, а потом уже смывать олифу. А вообще, олифа с дерева смывается уайт-спиритом или ацетоном (25 %). Берете тампон, смачиваете и за 2 – 3 захода очищаете дерево.
Вопрос № 4 Не сохнет олифа на дереве.Здесь дело в качестве состава. Дешевые подделки производят из так называемого фуза – это отработка масла. Олифа из фуза темная, густая и не прозрачная, после такой обработки ни олифа, ни краска, которой вы попытаетесь ее покрыть, не высохнут.
Вопрос № 5 Существуют ли светлые, почти бесцветные олифы?Светлые, жидкие и почти бесцветные составы делаются на основе скопа (отходы нефтехимии). Сохнет такая олифа 2 – 3 дня, но впоследствии верхний слой отслаивается. Бывают случаи, когда светлые составы вообще не сохнут.

 

Обработка поверхности

Перед нанесением олифы древесину нужно очистить и обезжирить уайт-спиритом или ацетоном (25 %). Массив должен быть сухим, по правилам, максимальная влажность составляет 16 %.

Уайт-спирит позволит очистить поверхность массива от серьезных загрязнений и подготовить дерево к последующей отделке

Нанесение и рецепты составов

Олифа наносится так же, как и любая краска, то есть, при помощи, кисти, валика или тампона. Для нанесения краскопультом состав нужно разводить, но дилетанту за такую работу лучше не браться.

ИллюстрацииРецепты
Горячая пропитка

Обычно используется для пропитки мелких деталей натуральными составами.

Изделие кладется в емкость с олифой и прогревается на водяной бане 4 – 8 часов, время сушки после горячей пропитки 4 – 5 дней.

Совет! Если в олифу добавить свинцовый сурик (2 – 3 %) то изделие высохнет за пару дней.

Олифа с керосином Составы размешиваются в пропорции 1:1. Можно пропитывать горячим и холодным способом. На водяной бане изделие пропитается за 3 часа, а в холодном растворе за 2 дня. Сохнет изделие 2 – 3 дня.
Олифа с парафином и скипидаром

Берется олифы 5 частей, скипидара 1 часть и парафина 8 частей.

Изначально на водяной бане смешиваем скипидар с парафином, после чего добавляем олифу. Состав наносится теплым, сохнет до 3 суток.
Олифа с воском Берется 20 частей олифы и 3 части воска. Олифа разогревается на водяной бане, после чего в нее добавляется измельченный воск. На дерево наносится в теплом или горячем виде, сохнет до 3 суток.

 

Если вас интересует пропитка дерева маслом и воском, то все рецепты есть «ЗДЕСЬ»

Высушивание

Время высыхания олифы зависит от вида самого состава, влажности воздуха и температуры. Так оптимальная температура для сушки древесины составляет 20 – 30ºС, при относительной влажности до 70 %.

Лучше всех сохнут составы с полиметаллическими сиккативами, к примеру, олифа с добавлением свинцового сиккатива высыхает за 20 часов, марганцевый сиккатив сокращает процесс до 12 часов. А если смешать оба эти сиккатива, то состав высохнет за 8 часов.

Древесину желательно сушить в закрытом помещении без сквозняков. Специально нагнетать температуру при помощи обогревателей или ставить вентиляторы не стоит, покрытие может потрескаться.

Древесину лучше сушить в закрытом помещении при температуре 25 – 30ºС

Замена олифе

При выполнении высококачественных декоративных работ заменить чем-либо олифу тяжело, но если речь идет о черновых работах, то для этих целей можно использовать народный рецепт казеиновой пропитки. Кстати, выглядит покрытие прилично и сохнет быстро.

  • Казеин – 20 частей;
  • Мыльный раствор – 3 части;
  • Гашеная известь – 10 частей;
  • Скипидар – 7 частей.

Во время приготовления сначала смешивается казеин, мыльный раствор и гашеная известь, позже добавляется скипидар. На финише получаем состав визуально похожий на олифу. Если «отскакивает» осадок, то нужно добавить немного нашатырного спирта.

Вывод

Олифа не зря считается одним из лучших способов подготовки древесины, но при подборе того или иного материала важно учитывать выше описанные свойства разных составов. На видео в этой статье вы найдете мнение разный мастеров, если возникнет желание поделиться собственным опытом, добро пожаловать в комментарии, такое общение полезно всем.

Вам также будет интересно почитать

Состав олифы натуральной, приготовление олифы своими руками

олифа из льняного масла

Натуральная олифа – уникальная возможность существенно сэкономить свои средства и собственными усилиями создать незаменимый в строительстве и интерьерном искусстве материал для защиты верхних слоев изделий от негативных механических воздействий извне. Если вы приверженец натуральных моделей, можете попробовать оливковую олифу, или составы на основе растительного натурального масла. Разница между ними незначительна – от оливкового масла появляется эффект затемнения изделия.

натуральная олифа

Технические характеристики и состав олифы натуральной

Основным предназначением состава является, конечно же, защита поверхностей от различного рода механических воздействий. Натуральная олифа предназначена, прежде всего, для поддержания экологических стандартов( гост 7931 76) покрытого олифой изделия.

Сегодня люди используют несколько видов состава: натуральный (все компоненты экологически безопасны), полунатуральный (в основу добавляется сиккатив для укрепления технических характеристик олифы) и синтетический (как правило, добавляется в лакокрасочные покрытия для увеличения объема краски и ее способности к адгезии).

Натуральная олифа может быть изготовлена из разных компонентов, то есть, в основе могут быть: оливковое, подсолнечное, конопляное масло. Одно из этих веществ варится, доводится до определенной температуры. Сиккативы добавляются в соответствии с требованиями производителя: 35% на 1 литр натурального масла. Это нужно для того, чтобы не было возгорания в доме.

ВАЖНО. При вливании натурального масла в емкость, наливайте состав на половину кастрюли, так как во время повышения температурного режима масса пениться, подымается, и, соответственно, может возникнуть пожар, либо вы можете получить серьезные ожоги.

Способы приготовления олифы своими руками

подсолнечное масло

Приготовить олифу в домашних условиях вполне реально, ни в коем случае нельзя бояться и думать, что у вас ничего не выйдет. Внимательно изучив инструкцию по применению, можно вполне убедиться в том, что олифа, сделанная своими руками – это альтернативное натуральное средство, которое стоит гораздо дешевле, нежели в магазинах.

Исходными материалами для изготовления данного рода смеси являются: подсолнечное и льняное масло.

Олифа из льняного масла

Чтобы из льняного состава получилась необходимая смесь, не обойтись без:

  •  перчаток;
  •  перекиси марганца;
  •  кастрюли;
  •  льняного масла;
  •  канифоли;
  •  респираторов;
  •  нагревательного прибора (электроплиты).

Для того, чтобы приготовить олифу из льняного масла, необходимо изначально поставить емкость с содержимым на медленный огонь для того чтобы испарилась лишняя вода. Этот этап может длиться около получаса – часа. После того, как основа достаточно прогрелась, температуру нужно повысить до 250 градусов для того, чтобы избавиться от лишних компонентов в натуральном масле. В этот период будут выделяться темноватые хлопья.

Потом к основе при желании можно добавить сиккатив (на 1 литр натурального масла используется 35% сиккатива), варить смесь при этом не менее 3-х часов.

ВАЖНО. Состав полностью готов, если капнув его на какую-либо стеклянную поверхность, капля осталась прозрачной, и плавно начала расплываться по стеклу.

Олифа из подсолнечного масла

Подсолнечное масло наделяет олифу более светлыми тонами, нежели льняное масло. Поэтому если человек хочет, чтобы в его интерьере встречались теплые тона, нужно заняться производством собственными усилиями с помощью подсолнечного масла.

олифа из льняного масла

Прежде всего, во время работы в первую очередь необходимо отделить натуральное масло от воды, а также убрать лишние примеси и компоненты. Несмотря на то, что существует два способа изготовления состава: горячий и холодный, на первом этапе работ придется все-равно обратиться к термическому способу.

Способ термической обработки заключается в следующих этапах:

  1.  Залить подсолнечное масло в железную или алюминиевую кастрюлю так, чтобы содержимое заполняло емкость приблизительно на 65%. Далее нужно разогреть на медленном огне.
  2.  На этом этапе нужно следить, чтобы натуральный состав не сбежал, так как когда температура в кастрюле достигает 111 градусов, содержимое начинает пениться. В этот период выходит лишняя влага.
  3.  Увеличить температуру нагревания до 180 градусов. Выдержать масло еще 4-5 ч.
  4.  Как только жидкость, то есть вода, полностью испарится, необходимо еще раз прибавить огонь до 290 градусов и ждать выделения темноватых хлопьев.
  5.  Снять с печки. Подождать, пока смесь полностью не остынет. Взять кусочек марли, сложить его в несколько слоев и процедить натуральный состав. Таким образом, процесс изготовления основы завершается. ВАЖНО. Чтобы понять, что температура в кипящей емкости достигла своего апогея, то есть, 290 градусов, можно использовать народные советы: взять гусиные перья (будет достаточно одного) и опустить их в сосуд. Если перышко начнет морщится и деформироваться, – значит, вы достигли своей цели.

Холодный способ несколько отличается от термического:

  1.  Поставить в емкость натуральную смесь и нагреть его до 130 градусов, регулярно помешивая содержимое.
  2.  Основу смешать с сиккативом (вещества должно 35 граммов на 1 литр натурального состава).
  3.  Повышаем температуру до 250 градусов и варим в течении 4-х часов.

С помощью канифоли и марганцевой перекиси (соотношение: 20:1) получается натуральный сиккатив, который добавляется во все виды лакокрасочных покрытий. Приготовить такую смесь просто: канифоль расплавляется на медленном огне при температуре 250 градусов, затем снимается плиты. В конце нужно добавить 1 часть марганцевой перекиси.

олифа

Варка старой олифы

Варят старую олифу так же, как и новую: в нагревательном сосуде. Это может быть как газовая, так и электрическая плита. Чтобы смесь не пригорела и не пристала к дну металлического сосуда, ее необходимо регулярно помешивать. Придерживаться необходимо такого же температурного режима, как и вовремя варки натуральной олифы первый раз.

Старый состав можно легко разбавить растворителем для масляных красок с загустевшей массой. Натуральной средство преобразуется в жидкость. Рекомендуемая пропорция: 1:10.

ВАЖНО. При работе с кипящим маслом необходимо быть предельно осторожным, так как при попадании на тело могут возникнуть серьезные проблемы со здоровьем, вплоть до ожогов максимальной степени.

Рекомендации по работе с красками на основе олифы

Краски на основе состава обладают отличным эффектом сияния. То есть, изделие после покрытия такого лакокрасочного материала, радует окружающих своим сиянием и легким оттенком того масла, на основе которого было проведено смешивание. Однако при работе нужно обязательно надевать респиратор, так как краски остаются красками и запах их очень токсичен для человека. Помещение открыть на проветривание. Рекомендуется надеть очки для того, чтобы краска не попала в глаза.

Если краска попала на открытые участки кожи, – необходимо срочно промыть тело проточной водой. Следите за тем, чтобы не было пожара, так как краски – быстровоспламеняющиеся средства. Избавиться от запаха можно только хорошо проветрив помещение.

краски на основе олифы

Меры предосторожности при работе с олифой

Чтобы полностью обезопасить себя во время работы, необходимо открыть все окна и двери для проветривания. Также советуется надеть респиратор и перчатки, средство ни в коем случае не должно попадать на открытые участки кожи. Прежде всего, олифа – масло, то есть, вещество пожароопасное. Поэтому во время работы ни в коем случае нельзя курить в помещении, а также использовать быстровоспламеняющиеся предметы.

Влажность и ультрафиолетовые лучи негативно воздействуют на состав, так как натуральный раствор начинает загустевать. Чтобы этого не произошло, необходимо плотно закрывать крышку на банке или на любой другой емкости. Если все-таки неприятная вещь произошла, и состав загустел, – есть выход. Хотя опять-таки- это дополнительное время и деньги: берется любой растворитель, который предназначен для масляных красок и разводится в соотношении 1 к 10.

Ни в коем случае нельзя располагать олифу рядом с проводкой и рядом с электрическими приборами. Придерживайтесь сроков хранения и правильности эксплуатации, здоровье важнее всего.

Заменители олифы | Лако-красочные материалы

При выборе заменителей олифы следует всегда учитывать срок службы пленки данного заменителя. Заменители не долж­ны выделять летучих веществ, вредно действующих на здо­ровье работающих. Густые пасты, изготовленные на замени­телях олиф, должны выдерживать длительный срок хранения, не затвердевать. Заменители олифы не должны резко менять оттенки красок, особенно светлых.

Заменители олифы можно разбить на следующие основные группы:

1. Растворы канифоли или солей канифоли (кальция, же­леза, алюминия, свинца и др.) в нефтяных или каменноуголь­ных растворителях в чистом виде или в смеси с льняным мае-, лом, минеральными маслами и т. п. Эти заменители, как пока­зали многочисленные испытания, представляют собой низко­сортный масляный лак, плохо защищающий от коррозии и быстро изнашивающийся. Получающиеся пленки в большин­стве случаев остаются липкими и при атмосферных влияниях быстро растрескиваются.

Краски, растертые с такими составами, загустевают.

2. Смеси минеральных масел, преимущественно, с высыха­ющими маслами. Эти заменители обычно низкого качества. Пленки из таких олиф получаются мягкими и плохо высыхают. Если при введении (сиккативов или других вещестар пленка вы­сыхает, то, (как правило, через некоторое время снова появ­ляется отлип. От ржавления эти составы плохо предохраняют.

3. Растворы различных гудронов и пеков. Эти составы вг отдельных случаях дают хорошие покраски, стойкие к атмо­сферным влияниям и защищающие окрашенный предмет от

Ржавления. Однако они обладают хрупкостью и имеют черный цвет, что ограничивает их применение.

4. Составы, приготовленные растворением различных солей нафтеновых или нефтяных кислот, полученных окислением со­лярового и других минеральных масел. Эти составы еще де­тально не изучены, но уже известно, что они значительно уступают по качеству натуральной олифе.

5. Составы на основе продуктов обработки угля, сланцев, окисления керосина, отходов производства синтетического кау­чука :И переработки (Нефти.

Олифа нафтеноль — раствор алюминиевых и кальциевых со­лей природных нафтеновых кислот (асидола) в уайт-спирите с добавлением скипидара или сольвент-нафты.

Эту олифу применяют для приготовления густатертых паст, которые в дальнейшем разводят этой же олифой.

Густотертые краски, тертые на олифе нафтеноль, могут при­меняться для малярных работ внутри помещения по дереву, же­лезу и штукатурке; исключение составляют полы, мебель, ван­ны, ведра и другие предметы, подвергающиеся воздействию* воды и температуры выше 50°. Этими красками нельзя окра­шивать крыши, мосты, вагоны и другие, предметы, подвергаю­щиеся воздействию наружной атмосферы. Применение этой олифы без сухих красок не допускается; прибавление к пигменту до 25% асбеста повышает стойкость пленок при наружных ок­расках.

Изготовление олифы нафтеноль на асидоле. В стальной котел с паровой рубашкой, снабженный мешалкой, загружают асидол (нафтеновые кислоты) и 10%-ный раствор едкого натра. Предварительно в лаборатории определяют кислотное число асидола и по кислотному числу вычисляют потребное количество едкого натра (на 100 кг асидола требуется 14,5— 15 кг безводного едкого натра). В отдельном чане растворяют 10—15 кг едкого натра в 85—90 кг воды. Практически щелочь берут в избытке (до 5%). Затем в котел прибавляют воду в такам количестве, чтобы суммарный объем воды и водной ще­лочи равнялся объему взятого асидола. Смесь при помешива­нии нагревают до кипения и кипятят в течение 1 часа. За эта время должно произойти омыление асидола, т. е. образование натриевых солей нафтеновых кислот (мыла нафтеновых кис­лот). Проверка на полноту омыления заключается в том, что проба реакционной смеси должна полностью растворяться в воде. *

После этого приступают к изготовлению алюминиевых со­лей нафтеновых кислот.

В отдельном чане готовят 15%-ный раствор сернокислого глинозема или смесь алюминиевых квасцов с хлористым каль­цием. При смешении раствора. натриевых солей нафтеновых кис­лот (мыла) с раствором сернокислого глинозема происходит сложный химический процесс, (При котором алюминий и. каль­ций вытесняют натрий и образуют алюминиевые или кальциевые соли нафтеновых кислот. Эти соли нерастворимы в воде, и как только к раствору мыла ‘прибавляют раствор глинозема, сей­час же появляется нерастворимый осадок алюминиевой соли нафтеновых кислот.

^Количество прибавляемого раствора глинозема или рас­твора квасцов устанавливают предварительно по расчету. На практике приливание осаждающих растворов к мылу ведут до тех пор, пока проба реакционной’смеси при смешении с осаж­дающим раствором не перестанет выделять творожистый оса­док. Смесь кипятят 1—1,5 часа. По окончании реакции вод­ный слой становится прозрачным.

Полученные алюминиевые соли нафтеновых кислот раство­ряют в уайт-спирите (100 кг уайт-спирита на 100 кг взятого асидола) и перемешивают в течение 15—30 мин. до полного растворения. Затем содержимому котла дают отстояться; в ре­зультате образуется два слоя: верхний — раствор алюминиевой соли в уайт-спирите и нижний — разбавленный водный раствор натриевых солей. Водный раствор натриевых солей »сливают в (Канализацию, а раствор алюминиевых солей )1три (перемешивании «промывают два-три раза, горячей водой (температура воды,80—90°).

Промытую олифу после слива воды подвергают окончатель­ному обезвоживанию нагреванием до 105° при работе мешалки. Затем температуру постепенно повышают до 130—135° и пре­кращают /нагрев. При этом с водяными парами уносится часть уайт-спирита. К оставшейся олифе (при 80—90° добавляют не­обходимое количество растворителя, тщательно (перемешивают и готовую олифу (перекачивают в отстойники.

Таким же способом получают олифу карбоноль на син­тетических кислотах, которые получают окислением погона нефти — солярового масла.

Олифу лакойль изготовляют из отходов, получаемых при ‘переработке нефти (.пиролизе). Эта олифа представляет собой раствор сгущенных (полимеризованных) углеводородов в соль — (вент-нафте. Лакойль (высыхает от. пыли в течение 6—8 час., полное высыхание длится не более 24 час.; уд. вес при 18°

0, 900—0,945 г/см3; цвет — темно-коричневый, почти черный; вязкость при 20° 6—8 сек. по воронке НИИЛК.

Олифа лакойль. применяется для неответственных работ, главным образом внутри. помещения.

Олифа на основе окисленного керосина. В результате работ советских химиков появился ряд олиф, полученных на основе окисленного керосина: «синтол», «лактоль», «синтоксин». Все эти заменители олиф не атмосферостойки и их можно приме­

Нять только для внутренних окрасок. Методы производства их окончательно не установлены.

Эти олифы представляют собой соли или эфиры кислот, по- лученных окислением керосина. В зависимости от методов окис­ления и технологического режима получаются крайне разнооб­разные продукты окисления как по составу, так и по свойствам. Применение этих олиф можно допускать только для неответст­венных работ внутри помещений.

на Ваш сайт.

Олифа — Википедия

Древесина, покрытая олифой оксоль.

Оли́фы (от греч. αλειφα — мазь, масло) — плёнкообразующие вещества (прозрачные жидкости от жёлтого до вишнёвого цвета) на основе растительных масел, подвергнутых термической обработке, либо алкидных смол. Олифы хорошо смачивают дерево и металл. Применяются в качестве розжига, защитных покрытий, пропиток, основы для красок и пр.

Старое название натуральной олифы — «варёное масло». В некоторых древних рецептах в состав олиф вводится янтарь и пр. смолы, по современной классификации такие составы относятся к лакам.

Исторически олифа применялась для покрытия и пропитки дерева, в качестве основного средства защиты деревянных изделий от влаги, гниения и древесных паразитов. В XX веке, когда появились другие средства защиты дерева, в том числе и более эффективные, применение олифы ограничилось покрытием внутренней деревянной отделки помещений и предварительным покрытием пористых поверхностей под последующую покраску (предварительное покрытие олифой улучшает прилипание краски и снижает её расход за счёт уменьшения впитывания в поверхность). Также олифа применяется в качестве основы для масляных красок, шпатлёвок.

Многие растительные масла, оставаясь на воздухе, под влиянием кислорода, света и теплоты, густеют, а в тонком слое «высыхают» (полимеризуются), превращаясь в полутвёрдую массу[1][2]. Это характерное свойство присуще тем растительным маслам, в состав которых входят полиненасыщенные жирные кислоты, в частности линолевая и линоленовая. Чем больше глицеридов непредельных жирных кислот в масле и выше его йодное число[3], тем большей способностью высыхания обладает масло. Наибольшим содержанием глицеридов линоленовой и линолевой кислот отличаются масла: льняное — с содержанием их до 80 % (йодное число 175–204) и конопляное — с содержанием до 70 % (йодное число 145–167). Другие масла, как подсолнечное, маковое, ореховое, содержащие от 30 до 50 % глицеридов линоленовой кислоты, высыхают слабее и медленнее. Растительные масла: сурепное, оливковое (йодное число 75–94) и др., содержащие только следы линоленовой кислоты, лишены способности высыхания (однако оливковое масло загустевает[4]). Касторовое масло не высыхает и не загустевает.[4] Йодное число масла по мере высыхания уменьшается. Минеральные масла не содержат ненасыщенных жирных кислот, а потому не подвержены полимеризации на воздухе (не высыхают).

Растительное масло в своём естественном виде, даже при большом содержании линоленовой кислоты, окисляется чрезвычайно медленно. Для сокращения времени высыхания масло подвергают термообработке с добавлением в его состав соединений металлов (сиккативы). При нагревании в масле разлагаются вещества, замедляющие отвердение, а соли металлов обеспечивают более быстрое окисление. Таким образом получаются олифы — составы, которые в течение 6-36 часов (в зависимости от состава, технологии приготовления и применённых добавок) после нанесения на поверхность превращаются в твёрдую, эластичную плёнку. Большинство современных олиф имеет время высыхания порядка суток.

В настоящее время производится три типа масляной олифы: натуральная, оксоль и комбинированная, а также алкидные и композиционные олифы.

Масляные олифы[править | править код]

Все масляные олифы производят из растительного масла с добавлением сиккатива — вещества, ускоряющего высыхание масла. В процессе изготовления олифы масло подвергается фильтрации и термической обработке. В качестве сиккативов используются соединения металлов, таких как кобальт, свинец, марганец, железо, цирконий, литий, стронций. Процентное содержание сиккативов в олифе незначительно. Их наличие ускоряет окисление масла за счёт того, что сиккатив активно поглощает кислород воздуха, который и идёт на окисление. Воздействие сиккатива на олифу не прекращается после высыхания, поэтому добавление слишком большого его количества недопустимо — покрытие быстро темнеет, становится хрупким. Состав сиккатива существенно влияет на скорость высыхания олифы, так, например, полиметаллические сиккативы дают скорость высыхания, в несколько раз большую монометаллических.

Натуральная олифа[править | править код]
Натуральная олифа на основе растительного масла («светлая»).

Выпускаемая промышленностью натуральная олифа должна соответствовать требованиям ГОСТ 7931-76. Согласно этому ГОСТу, натуральная олифа практически полностью должна состоять из подвергнутого переработке натурального растительного масла, без содержания химических растворителей. В составе допускается только льняное или конопляное масло, без подсолнечного. Оставшуюся долю до 3% занимает масляный сиккатив на основе свинца, марганца или кобальта.

Масло в процессе производства проходит длительную (до 12 часов) термообработку (томление) при температуре около 300 °C, с продувкой воздухом или без таковой. Олифа, полученная термообработкой без продувки, называется полимеризованной (базовая, стандартная олифа), а с продувкой — окисленной, или оксидированной.

Натуральная олифа имеет вид прозрачной маслянистой жидкости светлого или темного оттенка в зависимости от сорта со слабым сладковатым запахом соответствующего масла. Наиболее прозрачной является льняная олифа высшего сорта — она должна быть в восемь раз прозрачнее натуральной конопляной олифы по йодометрической шкале.

Время высыхания натуральной олифы не должно превышать 24 часа при температуре 20-22 градуса (выше нуля).

На российском рынке широко распространены подделки натуральной олифы, вплоть до полного отсутствия натуральной олифы в некоторых регионах. Подделки изготавливают на основе подсолнечного масла и других видов растительных масел, масляного отстоя, продуктов нефтехимии, которые не соответствуют утверждённым техническим требованиям по цвету, прозрачности, запаху и скорости высыхания. Хотя контрафактная «натуральная» олифа и может быть пригодна для некоторых видов строительных работ, но по эстетическим свойствам она обычно уступает натуральной.

Олифа «Оксоль»[править | править код]

Олифа «Оксоль» должна соответствовать требованиям ГОСТ 190-78. Оксоль изготавливается из натуральных растительных масел, льняного и конопляного (сорт П) либо из подсолнечного, или соевого, или сафлоровго, или кукурузного, или виноградного, или рыжикового, или их смесей с возможностью частичной замены (до 40%) их нефтеполимерными смолами, а также сиккативов. Сиккативы в оксоли используются нафтенатные, масляные плавлены, жирнокислотные, а также на основе металлов марганца, свинца, кобальта или их смеси.

Содержание нелетучего масла и смол в оксоли должно составлять 55 %, в качестве растворителя может быть использован уайт-спирит, живичный скипидар, нефрас. На растворители обычно приходится 40 %, оставшиеся 5 % — сиккатив. Из-за наличия в составе растворителя данная олифа имеет резкий неприятный запах, сохраняющийся некоторое время даже после высыхания покрытия. Оксоль существенно дешевле натуральной олифы, по внешнему виду и свойствам отличается от неё незначительно. Более качественной считается оксоль, изготовленная на основе льняного масла — её покрытие сочетает твёрдость, эластичность, водостойкость и максимальную среди видов олифы долговечность. Более дешёвая олифа на основе подсолнечного масла даёт худшее покрытие, чем льняная. Оксоль на основе рыжикового масла имеет наиболее темный цвет.

Комбинированные олифы[править | править код]

Комбинированные олифы отличаются от оксоли только соотношением количества ингредиентов: в них содержится около 30 % растворителя, в качестве которого также используется уайт-спирит. На тонну олифы расходуется порядка 700 кг масла.

Алкидные олифы[править | править код]

Алкидные олифы производятся из алкидных смол, разведённых растворителями и модифицированных маслами. Также, как в масляные олифы, в алкидные добавляется сиккатив. По типу смолы алкидные олифы подразделяются на глифталевые, пентафталевые и ксифталевые. Алкидные олифы выпускаются в виде растворов в уайт-спирите. Алкидные олифы экономичнее масляных — на приготовление тонны олифы уходит порядка 300 кг растительного масла

Композиционные (синтетические) олифы[править | править код]

Самый дешёвый вид олифы — композиционная. Это олифа, основными компонентами которой являются не натуральные масла и смолы, а их синтетические заменители, главным образом — продукты нефтепереработки. Состав композиционных олиф может варьироваться, на них не существует ГОСТа, они производятся по техническим условиям (ТУ). Композиционные олифы по виду могут заметно отличаться от натуральной олифы или оксоли — их цвет может быть более светлым, с красноватым оттенком, они могут быть прозрачными. Они имеют резкий запах, часто — большое время высыхания, а также отличаются неравномерностью свойств — в зависимости от состава могут вести себя совершенно по-разному. Так, например, композиционные олифы, изготовленные на основе фуза — осадка натурального растительного масла, — вообще не высыхают, а покрытые ими поверхности не поддаются окрашиванию. Олифы на основе скопа (комбинации нефтеполимерных смол) могут либо не сохнуть вообще, либо давать после высыхания стекловидную плёнку, постепенно осыпающуюся с поверхности.

Производство красок[править | править код]

Масляные и алкидные олифы используются для приготовления красок. Из экономических соображений чаще на изготовление обычных масляных красок идут алкидные олифы, как более дешёвые. Натуральные масляные олифы чаще используются для разведения густотёртых красок. Композиционные олифы в лакокрасочном производстве применения не нашли, главным образом, из-за крайне низкого качества получаемого покрытия.

Обработка поверхностей[править | править код]

Все виды олиф используются для пропитки и покрытия деревянных поверхностей и различных изделий из дерева.

Стойкость большинства олиф к атмосферным воздействиям уступает другим доступным средствам защиты поверхностей, поэтому применение олиф в чистом виде (не в составе красок) для наружных работ ограничено. Использовать натуральную олифу, самую дорогую из всех олиф, для наружных работ в настоящее время вообще нет никакого смысла — покрытие придётся постоянно обновлять, что очень дорого и непрактично. Использовать натуральную олифу для предварительного покрытия поверхностей под покраску также бессмысленно, так как для этого лучше подходит более дешёвые олифы — оксоль и алкидные. Стойкость к атмосферным воздействиям максимальна у алкидных олиф — покрытие алкидной олифой приблизительно вдвое долговечнее, чем любой масляной олифой. В любом случае лучше использовать олифу в наружных работах только в качестве предварительного покрытия под последующую покраску.

Для внутренних работ, с точки зрения удобства использования и экологичности, преимущество имеет натуральная масляная олифа — она практически не пахнет, покрытие не выделяет вредных для здоровья веществ, работа по покрытию также не связана с вредом для здоровья. Но из-за дороговизны этой олифы чаще для внутренних работ применяют оксоль (или алкидные олифы). Из-за пахучести оксоли работы с нею необходимо производить в хорошо проветриваемом помещении. До полного высыхания нанесённое покрытие продолжает выделять пары уайт-спирита, из-за чего в помещении до нескольких суток сохраняется характерный запах.

Композиционные олифы, как правило, токсичны, причём не только в период высыхания — поверхность, покрытая композиционной олифой, может продолжать пахнуть и выделять вредные вещества в течение нескольких лет после нанесения покрытия. Поэтому композиционные олифы могут использоваться только для обработки деревянных и других пористых поверхностей при наружных работах, а также в нежилых помещениях с хорошей вентиляцией. Их не рекомендуют применять для внутренних работ в квартирах и других жилых помещениях.

  1. ↑ XuMuK.ru — РАСТИТЕЛЬНЫЕ МАСЛА — Химическая энциклопедия
  2. ↑ Тютюнников Б. Н. Химия жиров, стр. 297
  3. ↑ Сводная таблица йодных чисел и чисел омыления масел | Энциклопедия мыловарения МЫЛКО.РУ: всё об изготовлении мыла в домашних условиях, как делать мыло, как варить мыло, рецепт …
  4. 1 2 Тютюнников Б. Н. Химия жиров, стр. 298

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *