Цапч для самодельных трансиверов: АПЧГ для трансивера — Сайт prograham! – РАДИО для ВСЕХ — 2-х входовая цифровая шкала трансивера с ЦАПЧ и ЖКИ 1х16

РАДИО для ВСЕХ — 2-х входовая цифровая шкала трансивера с ЦАПЧ и ЖКИ 1х16

• Максимальная частота счёта по любому из 2 входов – не менее 60 МГц;

• Количество разрядов индикации частоты – 7;

• Диапазон входных напряжений по любому из входов – 30 мВ…1,5 В;

• Габаритные размеры – 81(Ш)х37(В)х35(Г) мм.

Подключение ЦШ к гетеродинам приемника (трансивера) производится экранированными проводами через развязывающие конденсаторы малой ёмкости (3.3-270 пФ), величина которых подбирается минимально возможной для устойчивой работы ЦШ во всём требуемом диапазоне. Сигнал первого гетеродина (ГПД) всегда подаём на вход F1. На вход F2 подаётся сигнал с опорного генератора. Управление сложением или вычитанием частоты ПЧ (частоты сигнала второго, опорного, гетеродина) производится замыканием контактов разъёма F1+F2, F1-F2: в исходном (разомкнутом) состоянии производится сложение, при замыкании контактов (либо непосредственно друг на друга, либо левого (по рисунку платы) на общий провод) — вычитание.

Подключение ЦАПЧ к контуру ГПД показано на схеме ЦШ. Для нормальной работы ЦАПЧ необходимо настроить схему подстройки частоты ГПД так, чтобы при изменении постоянного напряжения смещения на варикапе от +2,5 В до +5 В частота гетеродина изменялась на 4,5…5,5 кГц. Это можно сделать подбирая ёмкость конденсатора С* и тип варикапа V*. Частоту генерации ГПД при этих манипуляция можно измерять этой же ЦШ.

Включение ЦАПЧ производится кратковременным нажатием на не фиксируемую кнопку S1. При срабатывании петли ЦАПЧ появляется символ звёздочки (*) на экране LCD. Выключение ЦАПЧ происходит при уходе ГПД за пределы +/- 4 кГц, или повторным нажатием на кнопку S1. Символ (*) появится только тогда, когда на входе F1 присутствует измеряемый сигнал. Если сигнала на входе F1 нет, включения петли ЦАПЧ не произойдёт. На выходе фильтра ЦАПЧ всегда есть среднее напряжение для варикапа, примерно это 2,7 В. После нажатия S1 замыкается петля ЦАПЧ и микроконтроллер начинает отслеживать отклонение текущей частоты от значения частоты, зафиксированного в момент запуска ЦАПЧ. Отклонения могут достигать +/- 4 кГц. При этом на выходе ЦАПЧ, т.е. на варикапе, среднее напряжение будет меняться от +0,7 Вольт до +4,8 Вольт. При превышении этого значения петля ЦАПЧ разрывается и на выходе фильтра ЦАПЧ вновь появляется среднее напряжение для варикапа. а символ (*) на экране гаснет.

Схема электрическая принципиальная цифровой шкалы приведена ниже и доступна по ссылке здесь >>>

Инструкция и состав набора доступны по ссылке здесь >>>

Стоимость набора для сборки цифровой шкалы — 290 грн.

Стоимость собранной и проверенной цифровой шкалы — 360 грн.

Есть дисплеи с жёлто-зелёной подсветкой и серыми знаками, а также с белыми знаками и синим фоном.




Для покупки наборов обращайтесь сюда >>> или сюда >>>

Всем удачи, мирного неба, добра, 73!

РадиоКот :: ЦАП — своими руками


Итак, прежде всего, хочу выразить большую благодарность хорошему человеку (в целях конспирации не называю, кто это :)), который в рамках новогоднего проекта Кот-Мороз 2012 прислал мне подарок. Кроме прочих полезностей, внутри обнаружился чип PCM1794 от Burr-Brown. Здоровый интерес взял верх, и я, отложив в сторону все, чем занимался до этого, начал искать информацию о том, что это такое и с чем его едят. Выяснилось, что данный чип применяется для построения высококачественных цифро-аналоговых преобразователей, которые преобразуют цифровой аудио-поток в аналоговый аудио-сигнал с максимально возможным качеством. Также выяснилось, что подобные устройства от ведущих производителей (Cyrus, Cambridge Audio, Hegel и др.) стоят очень немалых денег, как и сам чип не дешевый. Интерес возрос вдвойне – за что аудио-маньяки и аудиофилы готовы отдавать бешеные деньги – за красивую оболочку и дизайн или все-таки за действительно качественный звук?

  Данная область электроники для меня оказалась новой и, чтоб сильно не углубляться в дебри цифро-аналогового преобразования (как выяснилось потом, углубиться все-таки пришлось), решил сначала поискать в сети готовые самодельные конструкции ЦАП. Прежде всего, искал конструкции с применением имеющегося у меня чипа. Как выяснилось, данная тема активно развивается на разных форумах о качественном звуке (в частности – Вегалаб). Просмотрев несколько схем, отчаялся – так как, мне оказалось проблематично на территории Украины приобрести  необходимые комплектующие. Но, как это часто бывает, чисто случайно наткнулся на один забугорный ресурс [1], где оказалось много конструкций ЦАП. Из описанных там отдельных модулей удалось собрать единую схему ЦАП, к которой нашлись комплектующие в доступных мне Интернет-магазинах и базах (пришлось заказывать из нескольких). Об этой конструкции и хочу рассказать.

Большинство современной аудио-аппаратуры имеет  выход для передачи цифрового аудио-потока, именуемый S/PDIF. Также цифровой выход может присутствовать в звуковых картах для ПК и материнских платах. Есть он и в старых моделях компьютерных CD-ROM (с кнопками Плей/пауза, стоп, в некоторых моделях еще и с переключением треков).

Данный стандарт был разработан компаниями SONY и PHILIPS и расшифровывается как Sony/PhilipsDigital Interface. Является совокупностью спецификаций протокола низкого уровня и аппаратной реализации, описывающих передачу цифрового звука между различными компонентами аудиоаппаратуры. Цифровой сигнал может передаваться по коаксиальному 75-омному кабелю (выход обозначается COAX) или по оптоволоконному кабелю (выход обозначается TOSLINK или OPTICAL) (рис.1). Оптический выход обычно закрыт заглушкой.

Рис.1

Формат S/PDIF подразумевает передачу цифрових аудио сигналов от одного устройства к другому без процедуры преобразования в аналоговый сигнал, что позволяет избежать ухудшения качества звука.

Схема.

Предварительно нарисовал блок-схему ЦАП (рис. 2):

Рис. 2 блок-схема ЦАП

S/PDIF to I2S receiver – это приемник/преобразователь цифрового аудио-потока из S/PDIF в двунаправленную асинхронную шину с последовательной передачей данныхI2S (Inter-IC Sound or Integrated Interchip Sound), может иметь в своем составе несколько цифровых входов, которые коммутируются программно или хардварно, цифровой фильтр, подавление джиттера, и еще много чего полезного. Данные из шины поступают, собственно в сам ЦАП (DAC), где и преобразуются в аудио-сигнал.  Выход ЦАП – дифференциальный, токовый.  Далее сигналы левого и правого каналов поступают в преобразователь ток/напряжение (I/U+ single-endedout) и после него – на выход устройства, которое имеет несимметричный заземленный выход. После него стерео-сигнал можно подавать на предварительный усилитель или усилитель мощности. Следует заметить, что усилитель мощности и акустика должны быть если не HI-END качества, то близкого к нему. Каждое из устройств этой блок-схемы имеет свой собственный высококачественный источник питания (особенно это касается аналоговой части). Это нужно для исключения взаимного проникновения помех, которые могут возникать при работе отдельных модулей устройства.

 Согласно блок-схеме, в программном комплексе KiСad была нарисована принципиальная схема ЦАП(рис.з). Устройство имеет два цифровых входа: коаксиальный и оптический. Из коаксиального входа S/PDIFINPUTцифровой аудио-поток поступает через развязывающий трансформатор Т1 и конденсатор С47 на вход RXP0 (вывод 4) микросхемы декодера U9 CS8416, из оптического – через микросхему опто-приемника U10 и конденсатор С46 на вход RXP1(вывод 3) микросхемы U9. Таким образом имеем возможность подключить два источника цифрового аудио-сигнала. Входы  RXP2 и RXP3 не используются и заземлены на корпус с помощью джамперов JP11 и JP12 (если вдруг входов окажется мало, то к ним аналогичным образом можно подключить еще два источника цифрового аудио-сигнала через развязывающий трансформатор или опто-приемник). Выбор цифрового входа осуществляется с помощью джамперов JP5 и JP6 (см. таблицу 1 ниже. В принципе, это не есть гуд, так как если устройство будет упаковано в корпус, то возникнут определенные неудобства с переключением входов. В таком случае или выводить джамперы на заднюю стенку, или пользоватся только одним входом. Пока оставил как есть).

Микросхема U9 CS8416 имеет последовательный цифровой выход аудио и широкие возможности управления как программно (по шине I2C) так и аппаратно, с помощью джамперов, подключенных к определенным ножкам микросхемы.     


Рис.3 Принципиальная схема ЦАП

В данном случае реализован аппаратный метод управления. Для этого 26 ножка SDOUT микросхемы подключена через резистор R38 на корпус. В этом режиме функции чипа ограничены, но зато не требуется подключения внешнего управляющего контроллера. Микросхема IC2 — это супервизор питания для микросхемы декодера. С выхода микросхемы преобразованный цифровой аудио-поток через резисторы R27-R30 поступает в шину и, далее, в микросхему ЦАП ІС1, при этом имеется возможность выбрать джамперами JP8 и JP10 один из четырех форматов: 24-bit I2S, 24-bit right-justified, 24-bit, left-justified, Direct AES3. Джамперы JP1-JP4 служат для конфигурирования микросхемы ЦАП. С выхода ЦАП сигналы левого и правого каналов через преобразователи ток/напряжение на резисторах R7-R10 приходят на входы малошумящего операционного усилителя TL072 (U5)и далее, через токоограничивающие резисторы R19, R20 – на аудио-выход ЦАП.

Схема питается от блока питания, показанного на рис.4

                                     Рис.4 Блок питания ЦАП

 

Блок питания построен с применением маломощных стабилизаторов с малым падением напряжения серии LE00 от ST.  Стабилизаторы U6, U7, U8 питают микросхему декодера, U1, U2 – микросхему ЦАП, U3, U4 – операционный усилитель.

Этот ЦАП был собран исключительно ради эксперимента и для того, чтоб услышать как оно звучит (о прослушивании и впечатлениях ниже). Один мой коллега, услышав звук, издаваемый этим устройством, загорелся желанием собрать себе такой же, но чипа PCM1794 так и не удалось найти в продаже – только под заказ, и только с бешеными накрутками (в одном интернет-магазине цена под заказ была в районе  80$). Но не беда – в свободной продаже нашелся чип WM8740 от Wolfson – это также 24-битный ЦАП с частотой дискретизации до 192кГц, и почти на порядок дешевле. Эта микросхема успешно состыковалась с входной частью предыдущей схемы, в итоге имеем еще одну схему ЦАП:

Сборка и настройка

Оба ЦАП выполнены на печатных платах из двухстороннего стеклотекстолита – на одной стороне дорожки, на второй оставляем слой фольги в качестве экрана и соединяем его с общим проводом.


(Здесь на рисунках ПП видны артефакты преобразования – это результат вытягивания рисунка ПП из KiCad. В самом проекте KiCad файлы ПП нормальные)

Монтаж выполняем в такой последовательности: сначала собираем источники питания – впаиваем все диодные мосты, фильтрующие конденсаторы, стабилизаторы. Вместо стабилизаторов серии LE00 можно использовать стабилизаторы серий L78Lxx, UA78Lxx. Затем подключаем сетевой трансформатор. Трансформатор используется тороидальный мощностью 6 -10 Вт с напряжениями на вторичных обмотках 9В и 12Вх2 (Я когда заказывал эти трансформаторы – подходящего по мощности и напряжениям в наличии не оказалось. Пришлось заказывать два меньшей мощности и перематывать вторички на нужное напряжение. Это, кстати самая дорогостояща деталь в этой конструкции).

 

Далее включаем в сеть и проверяем напряжения на стабилизаторах согласно схеме. Если нет спецэффектов и все напряжения в норме, двигаемся дальше (спецэффекты могут быть, если неправильно впаять 79L12 – у них расположение выводов отличается от 78хх).

Собираем входную часть – впаиваем микросхему декодера CS8416 с обвязкой, входные цепи – входной трансформатор, оптический приемник с соответствующими элементами. Тут нужно сказать несколько слов о трансформаторе и оптическом приемнике.  Погуглив примененные в (1) эти изделия, понял что приобрести их не удастся. Только под заказ и только по зверским ценам. Будем применять то, что удалось найти. Входной трансформатор был выдран из какой-то ВЧ платы made in USSR. Параметры его не определялись – был впаян как есть. Ориентировочно – это ферритовое кольцо типоразмера 10х6х6, скорее всего из ВЧ феррита. На нем намотаны две обмотки проводом 0,1мм в шелковой изоляции в количестве 15 – 20 витков каждая. Оптический приемник ищется в Интернет-магазинах по кодовому названию GQ-04 и стоит в районе 2$. Если вы попытаетесь найти какой-либо даташит на это произведение китайской промышленности, и даже если вам это удастся – не верьте! Во всем, что мне удалось найти неправильно указано расположение и цоколевка выводов, причем во всех по разному. Методом великого Научного Тыка было определено правильное подключение, — оно нарисовано во второй схеме ЦАП.       

Согласно таблице конфигурируем перемычками микросхему декодера:

Цифровые входы

RXSEL1

RXSEL0

Вход

0

0

RXP0 – электрический

0

1

RXP1 – оптический

1

0

RXP2 – дополнительный

1

1

RXP3 – дополнительный

Формат выходных данных

SFSEL1

SFSEL1

Формат

0

0

24-bit, left-justified

0

1

24-bit, I2S *

1

0

24-bit, right-justified

1

1

Direct AES3

System clock RMCK (SCK)

RMCK

Частота

0

256*fs

1

128*fs

Phase Detector Update Rate selection

PDUR

PDUR

0

Normal

1

Higher

Внимательно смотрим под линзой нет ли замыканий между контактами микросхемы, тщательно отмываем остатки флюса в районе ее установки. Затем подключаем нашу наполовину собранную плату к какому-либо источнику S/PDIF. У меня таким оказался китайский DVD-плеер. Можно подключать сразу два входа одновременно, электрический и оптический – они переключаются перемычками RXSEL1, RXSEL0. Подаем питания на плату. Если все правильно сделано должен гореть светодиод Power, а  Error должен потухнуть. Если горит Error, то ищем плохой контакт в соединительном кабеле (входы очень чувствительны  и при любом некачественном/плохом контакте получим Error), или еще раз внимательно смотрим таблицу. Также можно получить Error, если неправильно выставлена частота перемычкой RMCK. Можно потыкать осциллографом в некоторые точки:

Вот так выглядит  S/PDIF после трансформатора:

А такую картину можно наблюдать на выходной шине:

Заключительным этапом сборки является установка на плату микросхемы ЦАП и операционного усилителя с соответствующей обвязкой. РСМ1794 из первой схемы также требует конфигурации согласно таблице:

Пин, джампер

Аудио формат

MONO

CHSL

FMT1

FMT0

Формат

Стерео/моно

0

0

0

0

I2S

стерео

0

0

0

1

Left-justified

стерео

0

0

1

0

Right-justified 16bit

стерео

0

0

1

1

Right-justified 24bit

стерео

0

1

0

0

I2S /Slow

стерео

0

1

0

1

Left-justified /Slow

стерео

0

1

1

0

Right-justified 16bit/Slow

стерео

0

1

1

1

Digital filter bypass

моно

1

0

0

0

I2S

моно, левый

1

0

0

1

Left-justified

моно, левый

1

0

1

0

Right-justified 16bit

моно, левый

1

0

1

1

Right-justified 24bit

моно, левый

1

1

0

0

I2S

моно, правый

1

1

0

1

Left-justified

моно, правый

1

1

1

0

Right-justified 16bit

моно, правый

1

1

1

1

Right-justified 24bit

моно, правый

 

Как видим из таблицы, данная микросхема имеет широчайшие возможности для построения ЦАП различных конфигураций. Здесь важно установить формат данных такой же как и в микросхеме декодера.

О резисторах R7 – R16. Когда плата уже была собрана и вовсю тестировалась, прочитал в (1) о их качестве и точности:  «They should be high quality carbon resistors». Нее, мы о таких и слыхом  не слыхивали. Впаял обычные выводные миниатюрные. Их нужно попарно подбирать с одинаковыми номиналами, однако этого делать тоже не стал. Электролитические конденсаторы, кроме тех, что в фильтре блока питания – танталовые SMD, остальные керамические. 

Все, теперь можно подключать к выходу какой-либо усилитель и что-то слушать.

Несколько фото платы:     

Далее нужно было упаковать все это в какой-либо корпус. После недолгих раздумий, выбор пал на валявшийся без дела дохлый DVD-проигрыватель китайского происхождения. Из него было удалено все, оставлен только сетевой кабель и выключатель питания. На задней стенке корпуса имеем уже готовые отверстия для всех необходимых входных и выходных разъемов. С передней панели удалена наклейка с надписями. Сама панель и задняя стенка корпуса обтянута с помощью утюга декоративной самоклеящейся фактурной пленкой «под кожу».


Так, как органов управления никаких нет, на передней панели будут только два светодиода: «Power» — зеленого цвета свечения и «Error» — красного цвета. А чтоб панель не выглядела скучно добавил кое-какие надписи и подсветку сзади. Для этого распечатал на прозрачной пленке шаблон с надписями. В качестве подсветки – куски светодиодной ленты белого цвета свечения, другой под руками не оказалось. Но белый цвет не понравился, решил поэкспериментировать и напечатать светофильтр. Для этого, опять же, на прозрачной пленке на струйном принтере был напечатан прямоугольник чистого синего цвета. Но плотность оказалась недостаточной. Тогда пропустил еще 2 раза – как раз в самый раз. На фото компоненты передней панели:

Подсветка смонтирована на куске стеклотекстолита: с одной стороны приклеиваем светодиодные ленты, с другой – монтируем обычный стабилизатор на 7812 для ее питания. Стабилизатор подключается к отдельной обмотке трансформатора питания.

Порядок сборки передней панели такой: с задней стороны панели прикручивается на стойках на некотором удалении (1,5 см) плата с подсветкой, с передней стороны сначала устанавливаем кусок белой офисной бумаги в размер, для рассеивания света от светодиодов, затем светофильтр, шаблон с надписями и прижимаем все это также вырезанным по месту куском оргстекла толщиной 1,5 – 2 мм. с помощью тоненьких болтиков (М2, М2,5). Для пущей важности, и чтоб головки винтов не портили вид, заклеиваем оргстекло зеркальной пленкой, которой обычно любители лютого автотюнинга заклеивают стекла в своих пепелацах.

Вот как это выглядит в выключенном состоянии:

А так во включенном:

И еще несколько фото (все фото кликабельны):





О прослушивании

В качестве источника сигнала использовался DVD — проигрыватель Pioneer DVD9000 (хотя его внутренности заставляют усомнится в «Пионеристости»). Его фишка в том, что он имеет встроенный 10-ти полосный эквалайзер. В качестве усилителя сначала подключил 2.1 акустику  4U – 30Вт саб. + 15Вт сателлиты.

Если честно, то в течении часа просто сидел и слушал, причем все подряд – от классики до откровенной попсы, а Nightwish вообще порвал. Сразу вспомнился звук от вертушки Вега – 006 Hi-fi, на которой отец вертел Boney-M и Песняров. Хорошо знакомые композиции зазвучали совершенно по-новому, чувствуется колоссальный подъем высоких и средних частот и эффект присутствия – как будто прямо на живом концерте. Лучше всего звучат простые оригинальные CD-диски в формате cda, чуть хуже — mp3 (хотя mp3 бывает разное – если правильно закодировано, то разницы почти не чувствуется). Затем прослушивание переместилось к коллеге, который аудио-фил от мозга до костей и цифровые источники звука для него не существуют – только пластинки и катушки, а усилитель – только ламповый. Подключили ЦАП к самодельному ламповому усилителю, акустика также самодельная, шарообразная, источник сигнала все тот же DVD-плеер. Удивлению коллеги не было предела – как же так, разве может цифра звучать так же, как и пластинка??? Он все слушал, сравнивал звук с вертушки, затем с катушечного магнитофона, затем с ЦАП-а, потом в обратном порядке – это дело затянулось далеко за полночь. Особенно удивился, когда воткнули в DVD оригинальный диск Pink Floyd, привезенный кем-то когда-то из Англии, и от басов начала сыпаться пыль с ковров.  В итоге вердикт аудио-фила таков (он все-таки не изменил своим принципам): 1 место – пластинка, 2-е – катушка, 3-е – ЦАП, все остальные источники цифрового звука забракованы. Ну а мои, не аудиофильские, но любящие качественный звук, уши разницы практически не чувствуют.

Затем пришла очередь вводить, так сказать, сей девайс в эксплуатацию. Использовать DVD в качестве источника звука экономически не выгодно: никаких денег не хватит постоянно покупать оригинальные диски или болванки для нарезания музыки (к слову, даже нарезанная с оригинального диска копия звучит хуже, чем оригинал). Поэтому было решено подключить ЦАП к ПК. Сейчас можно качать из интернетов огромное количество качественной музыки в lossless формате. До этого в моем ПК стояла звуковая карта Creative SB Audigy 7.1SE, и качество звука, издаваемого из нее, меня вполне устраивало (хотя на малых громкостях прослушивались шумы от винчестеров и куллеров), пока не услышал звук из ЦАП. Попытка подключить ЦАП к цифровому выходу этой карты завершилась неудачей. Как выяснилось, Creative подмешивает к чистому S/PDIF какую-то «отсебятину» (хорошо просматривается осциллографом) и расшифровать этот поток могут только ЦАП фирмы Creative.  Тут же была извлечена из закоулков на свет божий старая сетевая карта (собственно от нее понадобились только планка и разъем) и превращена в S/PDIF-планку:

Разъем нужно подключить экранированным проводом к контактам S/PDIF на материнской плате. Некоторые модели материнок могут иметь уже готовый такой разъем. В звуковом драйвере нужно найти цифровой выход и включить его. Все, теперь можно подключать ЦАП к ПК и наслаждаться качественным звуком. Из  плееров лучше всего воспроизводит Foobar2000, затем AIMP3 и неожиданно удивил качеством воспроизведения стандартный проигрыватель Windows.

На этом все.

И еще раз поздравляю РадиоКот с 7-м ДНЕМ РОЖДЕНИЯ!

Ресурсы:

 

  1. 1.      https://pavouk.org
  2. 2.      Качественный звук сегодня – это просто, Ю.Ф. Авраменко, «МК- Пресс», Киев, 2007г.

Подробно о трансивере Аматор 160 и его доработки.

84647 г.ГОРЛОВКА-47 ул.П.КОРЧАГИНА 36 кв.92 Милюшин Сергей Анатольевич UR3ID
UR3ID (at) yandex.ru

 Недавно просматривая радиолюбительские форумы в Интернете я натолкнулся на вопрос с проблемами по постройке и наладке трансивера Аматор160 эмф лет 5 назад мне пришлось собрать несколько аппаратов для начинающих радиолюбителей по схеме приведенной в журнале Радио №9 2001 год . Как-то спонтанно решил написать эту статейку поднял свои черновики что-то вспомнил и попытался восстановить документацию на трансиверы изготовленные с моими доработками.

Также подробно попытаюсь описать все нюансы по настройке этого аппарата и устранению недостатков.

Недостатки замеченные при повторении трансивера:

  1. Применение довольно дорогого полевого транзистора в выходном каскаде.
  2. Отсутствие системы АРУ
  3. Плохое подавление несущей (приходится подбирать микросхемы)
  4. Большая задержка при переходе с передачи на прием
  5. Часто возбуждается предварительный усилитель выходного каскада.
  6. Отсутствие Sметра.
  7. Довольно большой уровень переменного фона при приеме станций.
  8. Использование дефицитных 12в реле на основной плате при наличии напряжения +33в
  9. Использование в контурах полосовых фильтров чашек СБ
  10. Отсутствие тонального генератора .
Выходной каскад

При повторении трансивера в первую очередь был применен выходной каскад, на широкодоступных транзисторах позволяющий получить выходную мощность порядка 15 ват. При подводимой мощности около 30 ват. Использование транзистора КТ 805А обеспечивает высокую надежность каскада, поскольку напряжение коллектор эмиттер этого транзистора составляет порядка 160 вольт, что позволяет выдерживать при работе обрыв нагрузки, а так же не слишком высокая граничная частота усиления благоприятно сказывается на устойчивости выходного каскада к самовозбуждению. При использовании транзистора КТ805АМ мощность придется несколько понизить.

Транзистор выходного каскада закреплен на задней дюралевой панели корпуса через слюдяную прокладку, транзистор предварительного каскада закреплен непосредственно на шасси, поскольку коллектор заземлен. В процессе испытаний и эксплуатации трансивер работал без согласующего устройства на различные куски провода произвольной длины, вообще без нагрузки, на лампу накаливания 220В 100 ват и выхода транзисторов из строя не наблюдалось.

Схема выходного каскада приведена на рис.1

Дроссель (номинал не указанный на схеме) намотан проводом пэл 0,5-0,7 мм ( на ферритовом кольце или на куске феррита число витков 20-25 не критично). Использование транзисторов разной проводимости позволило у простить схему.


Рис 1

Тональный генератор , усилитель АРУ, S-метр и индикатор тока антенны.

Следующее неудобство отсутствие тонального генератора при настройке и отсутствие АРУ при приеме станций привожу схему данного блока (рис.2)

В качестве тонального генератора и усилителя Ару используется схема взятая из трансивера UW3DI- II (легко повторяется и прилично работает. Монтаж этого блока и усилителя мощности производился на пятачках и зависел от места расположения на шасси поскольку аппараты были все маленькие и конструкция шасси сильно отличалась. Прибор показывает силу сигналов в режиме приема и ток в антенне в режиме передачи (при подключении согласующего устройства добиваемся максимума)

Вход усилителя АРУ подключен к выходу микросхемы УНЧ и для того чтобы ручная регулировка УНЧ не влияла на показания S метра, регулятор установлен после усилителя НЧ перед телефонами.

На рис.3 привожу доработанную схему основной платы.

Чертежи доработанных печатных плат приведены на рис. 4

Выход 14 основной платы подключен через контакты педали (тумблер прием передача) и при передаче заземляется.

Рис.3

Рис.4

Плохое подавление несущего сигнала при передаче.

При повторении трансивера наблюдалось плохое подавление несущего сигнала. Причина плохого подавления скрывается в высокой чувствительности микросхем смесителей, что приводит к наводкам и прямому попаданию сигнала гетеродинов, как через емкости монтажа, так и через емкости контактов реле коммутации гетеродинов. Для устранения необходимо ввести дополнительные резисторы, шунтирующие обмотки трансформаторов смесителей основной платы номинал резисторов должен быть одинаковым для обоих смесителей от 100 до 200 ом, что полностью устраняло этот недостаток, при этом обратите внимание на одинаковость ферритовых колец. Желательно брать эти кольца из одного и того же источника (можно использовать чашки от ПЧ контуров транзисторного приемника при этом они должны быть из одного приемника, донышки сточить на наждачном камне, оставить только «юбочки»). Трансформаторы мотаются двумя скрученными между собой проводами марки ПЭЛ (3-5 скруток на 1см) перед намоткой кольцо произолировать фторопластовой или целлофановой лентой. Также эти резисторы являются нагрузкой для обоих гетеродинов и позволяют снизить напряжение на входе смесителя до приемлемого значения. Напряжение 500кГц на балансном модуляторе должно иметь уровень 50-100мВ (подбирается резистором R7), напряжение ГПД 100-150мВ(подбирается изменением номинала конденсатора С54 платы ГПД как правило в сторону уменьшения). При изготовлении желательно установить панельки под микросхемы К174ПС1 поскольку очень часто при покупке попадаются бракованные микросхемы и вам возможно придется подобрать их.

Если балансный модулятор при передаче вообще не балансируется, замените микросхему. Также для более плавной балансировки можно балансировочный резистор составить из 3х резисторов, как правило, внесение этих изменений оказывается вполне достаточно.

Большая задержка при переходе с передачи на прием.

Вызвана медленным разрядом электролитического конденсатора С39 микросхемы УНЧ который при передаче заряжается через резистор R17 и диод до напряжения + 12В, запирающего микросхему УНЧ. Устраняется установкой дополнительного резистора со 2й ножки микросхемы на массу (10*к) что позволит более быстро разряжать конденсатор и переходить на прием.

Часто возбуждается предварительный усилитель выходного каскада.

Причина транзистор КТ603 и дроссель в цепи коллектора. Для устранения замените этот транзистор на КТ 3102 а дроссель резистором 100-150ом.

Довольно большой уровень переменного фона при приеме станций.

Устраняется установкой дополнительных электролитических конденсаторов и дополнительного резистора в цепи питания микрофона.

Использование дефицитных 12в реле на основной плате при наличии напряжения +33в

Применяются более доступные реле на напряжение питания 24-27В, они запитываются от источника питания 33В, через дополнительный резистор 30-500 ом подбирается так, чтобы напряжение на обмотках реле в режиме передачи было равно номинальному напряжению реле.

Использование в контурах полосовых фильтров чашек СБ.

При изготовлении нескольких трансиверов использовались контура на секционированных каркасах от СВ или ДВ контуров транзисторных приемников. Контура были установлены на основную плату их не обязательно экранировать. Обмотка контура равномерно распределена по секциям каркаса, вместо отвода используется дополнительная обмотка связи, ( намотана в секцию с заземленным выводом) что позволяет более точно подобрать связь приемного тракта с антенной. Катушки L2 и L3 по 50 витков катушки связи L1* и L4 по 8-10 витков провод ПЭЛ 0,25

При отсутствии готового трансформатора блока питания со средним отводом можно применить трансформатор без отвода с переменным напряжением 25-33В на ток 1А и собрать блок питания по приведенной ниже схеме Дополнительный резистор проволочный мощностью 7-10 ват и его номинал будет зависеть от напряжения на вторичной обмотке 10-56 ом, критерий подбора чтобы не грелась кренка и при передаче напряжение 12В оставалось стабильным.

С уважением ко всем UR3ID ор. Сергей 73!

Строим самодельный конвертер для SDR приёмника: radionew — LiveJournal

Схема конвертера представлена на рисунке. Если вы начинающий радиолюбитель — не бойтесь, на самом деле схема очень простая и состоит всего из 4-х основных узлов.

Узел 1.
Это входной фильтр, ФНЧ состоит из катушек L1-L4 и конденсаторов С1-С5. Этот фильтр обязательно нужен, чтобы не перегружать ваш приёмник мощными сигналами FM-станций, сотовых телефонов, Wi-Fi роутеров и т.д.

Узел 2.
Это опорный генератор на 50МГц. Его можно запитать от отдельного USB порта компьютера или другого источника напряжением 5В.

Узел 3.
ADE, это смеситель, выполненный на высококачественной микросхеме ADE. Микросхема представляет из себя два трансформатора и диодный мост на диодах Шотки. Её параметры очень высоки и с ней получается максимальная чувствительность и динамический диапазон.

Узел4.
L7-L10, это выходной фильтр, ВФЧ, он фильтрует всё, что ниже 50МГц, то есть, чтобы ненужные продукты смесителя не поступали на вход SDR приёмника.

Все моточные данные катушек и другие данные указаны на схеме. Печатная плата конвертера не разрабатывалась, т.к. всё зависит от ваших деталей, какие сможете достать и личной фантазии при изготовлении. Конвертер можно сделать на фольгированном стеклотекстолите или даже на монтажной плате. Вот, некоторые фотки:

Настройка конвертера очень проста — установить движок резистора в нижнее по схеме положение. Затем подать питание и, вращая резистор — выставить максимальный уровень принимаемых радиосигналов. Когда будете вращать резистор, то заметите, что в один момент уровень сигналов станций расти перестал, но стал расти уровень шумов от кварцевого генератора. Вот отрегулируете резистор так, чтобы чувствительность приёмника была максимальной, а шумы от генератора минимальны.

Радиодетали и компоненты.
1. SDR приёмник: http://ali.pub/1p0ml2
2. Кварцевый генератор на 50МГц http://ali.pub/1spax9 или http://ali.pub/1t0dtk или https://www.chipdip.ru/product/50mhz-hcmos-ttl

распиновка ножек:

3. Смеситель ADE 1шт http://ali.pub/1s5d37 или 5шт (с запасом, если спалите или сломаете) http://ali.pub/1s5d4d
распиновка ножек, если смотреть сверху:

Конденсаторы можно брать любые, малогаббаритные. Диодную сборку после ФНЧ, перед смесителем можно заменить на два встречно параллельных кремниевых ВЧ диода, например 1N4148 http://ali.pub/1pgho9 . Они защищают смеситель от выхода из строя от мощных радиосигналов.

Если есть желание попаять, то, можете не покупать ADE, а сделать смеситель сами, на ферритовых колечках и диодах. Так же, можете не покупать кварцевый генератор, а сделать генератор на транзисторах. Вот тут схема и описание: https://vk.com/wall-116019789_8971

А это примерное видео, такого, полностью самодельного конвертера:


работать он будет, но, конечно хуже, чем на смесителе ADE.

В заключении размещаем видео, как работает самодельный конвертер к SDR приёмнику на смесителе ADE



Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *